12.02.11
"Сахарный ураган"
Экономическое обозрение | Мощнейший циклон «Яси» в Австралии усилил и без того напряженную ситуацию на рынках продовольствия, и в первую очередь пшеницы и сахара
"Мировые цены на продовольствие входят в опасную зону неконтролируемого роста"; "Цены на продовольствие достигли нового максимума"; "Сильнейшее наводнение и ураган в Австралии наносят колоссальный ущерб предложению продовольственных товаров на мировом рынке".
Это, может быть, не самые яркие примеры заголовков статей мировой и российской прессы, но отражающие всеобщее беспокойство касательно ситуации на мировом рынке продовольствия. Проблема резкого роста мировых цен на продовольствие и сырьевые товары стала в последнее время одной из основных тем для обсуждения.
Мы также попробуем разобраться в этом.
Наряду с природными факторами и явлениями (засуха, ураган, наводнение), которые носят объективный характер и риски наступления которых присутствовали в экономике всегда, в глобальной экономике появились факторы, носящие структурный характер.
Рост населения Земли, изменения в характере потребления в странах развивающихся экономик – Азии, Индии, переход к западному типу питания, а также подверженность современных экономик глобальным трендам и ожиданиям, которые стали доминировать над фундаментальными экономическими факторами, - все эти многогранные факторы действуют на фоне сильнейших погодных катаклизмов последнего времени, которые делают ситуацию максимально напряженной.
Сегодня, во время всеобщей глобализации, как никогда стала применима метафора о том, что даже относительно небольшое событие в одной части света может привести к необратимым последствиям в другой. Казалось бы, не связанные между собой события: засуха в России и череда фактически политических революций в ряде государств Африки. Оставляя за скобками мотивы протестующих - основной причиной политических волнений в Тунисе, Египте и протестных настроений в других странах стали… растущие цены на продовольствие, или, на языке специалистов, высокая агфляция (аграрная инфляция). Россия в последние годы стала основным экспортером зерновых в этот регион.
Мы, введя соответствующие меры, направленные на стабилизацию и защиту внутреннего продовольственного рынка от последствий небывалой засухи 2010 года, тем самым резко сократили свое предложение зерновых на мировом рынке.
С учетом факта того, что Россия занимает более 10 процентов мирового объема экспорта и входит в тройку крупнейших стран-экспортеров с экспортом 23,5 миллиона тонн зерна в 2008 и 22 миллионов тонн в 2009 году, введение экспортного эмбарго, и, как следствие этого, уход с рынка, послужил одним из мощных драйверов (в ряду прочих конъюнктурных) для роста мировых цен на продовольствие. При этом выпавший с рынка объем зерновых, по существу, так и не был восполнен со стороны США, Канады и Австралии.
Мировые цены на так называемые коммодитиз (биржевые товары), по состоянию на начало февраля 2011, года достигли своих рекордных уровней 2008 года - года, в котором родился термин агфляция, послуживший описанию тренда нового времени.
Во-первых, изменение структуры потребления в странах Азии и Индии. Во-вторых, опасениями, что современная отрасль мирового сельского хозяйства не сможет удовлетворить возрастающий мировой спрос на продовольствие. По состоянию на начало февраля, мировые цены на сахар и мясо превысили свои исторические ценовые максимумы.
На фоне данных ожиданий любой негатив воспринимается рынком очень остро - достижением новых ценовых уровней или, как говорят профессионалы, пробитием уровней сопротивления.
К таким факторам, оказывающим повышающее давление на рынок и после появления которых происходит пересмотр прогноза по объему производства, относятся ожидание сильной засухи в Аргентине и разрушительный циклон, который обрушился на Австралию в начале февраля этого года.
Причем, по оценкам экспертов, для полного восстановления отрасли производства сахара и сахарного тростника в Австралии может потребоваться около трех лет. С учетом того, что Австралия - третий экспортер сахара-сырца в мире, это окажет серьезную поддержку ценам на сладкий продукт.
Также эксперты отмечают, что Глобальный продовольственный индекс, рассчитываемый комиссией ООН по продовольственным и аграрным рынкам, превысил пиковый показатель, достигнутый в 2008 году. При этом рост индекса за 10 лет составил 80 процентов! В 2011 году это произошло преимущественно благодаря росту мировых цен на сахар и сахар-сырец, которые вплотную приблизились на мировом рынке до отметки 800 долларов за тонну сахара-сырца.
Для России с учетом неурожая сахарной свеклы 2010 года и большой доли в потреблении импортного сахара-сырца в 2011 году это означает, что скорого снижения цен ждать не стоит, до сезона 2012-2013 годов.
Эксперты говорят, что, наряду с природными катаклизмами и быстрым ростом населения, на рынок оказывает давление увеличивающееся производство биоэтанола. Причем, на фоне роста мировых цен на нефть, альтернатива в виде биотоплива выглядит очень привлекательно. Например, в Бразилии около 30 процентов автопарка страны используют биотопливо, произведенное из сахарного тростника, весь общественный транспорт этой страны переведен на биотопливо. При росте цен на нефть Бразилия очень гибко реагирует, направляя значительные объемы урожая сахара-тростника на переработку в биоэтанол.
Основным драйвером роста цен на внутрироссийском рынке зерновых является мировой рынок, но только в том случае, если страна включена в мировой торговый оборот. С учетом сильнейшей засухи 2010 года, повлекшей гибель посевов на площади более 10 миллионов гектаров, и как следствие этого, вероятности сбора низкого урожая зерновых в 2011 году, ограничения на экспорт зерновых могут быть продлены. Это значит, что основным ориентиром для рынка может быть спрос со стороны производителей комбикормов, которые ориентируются на мясопереработку.
В то же время, ряд экспертов отмечают, что мировые цены на зерно могут стремительно упасть так же, как и стремительно поднялись. Причина - действия спекулятивно настроенных мировых трейдеров.
Все прекрасно помнят 2008 год, когда казалось, что рынки уже никогда не увидят ценовые минимумы по зерновым, а движение будет только вверх, и как быстро поменялся рыночный тренд на резкое снижение цен.
Что касается внутренних цен на сахар, то они продолжат находиться под влиянием тенденций мирового рынка - Россия только на пути к самообеспечению внутреннего спроса собственным производством сахара.
Для России, с учетом неурожая сахарной свеклы 2010 года и большой доли в потреблении импортного сырца, скорого снижения цен на сахар ждать не стоит, по крайней мере, до сезона 2012-2013 годов. |
Под влиянием основного негатива 2010 года - засухи - Россия может импортировать около двух с половиной миллионов тонн сахара-сырца.
В то же время, игроки рынка понимают, что с учетом действующего режима поддержки свеклосахарного производства, с наступлением нового свекловичного сезона, сахар-сырец будет неконкурентно способным по сравнению с белым сахаром, произведенным из сахарной свеклы.
Другими словами, и зерновой, и сахарный рынки подвержены сильному влиянию мирового рынка. Отличие их только в том, что зерновые, в случае высокого урожая, это "экспортный" товар, но также это сырье, которое определяет ситуацию на продовольственном рынке внутри страны. И в случае опасения по поводу низкого сбора урожая, государство, заботясь о стабильности внутреннего предложения зерновых, а значит, и о ценах на социальные продукты питания, не колеблясь, может вводить запрет на экспорт.
Что касается сахара, то здесь необходимо отметить, что объема производимого внутри страны свекловичного сахара недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса, и поэтому Россия вынуждена закупать сахар-сырец на мировом рынке по высоким (исторически рекордным) ценам. При этом государство всемерно поддерживает внутреннее производство свекловичного сахара, защищая рынок в сезон переработки сахарной свеклы, мерами таможенного регулирования позволяя развивать внутреннее производство сахарной свеклы и иметь гарантированную рентабельность на свекле, а значит снижать зависимость от нестабильности цен мирового рынка.
Как бы то ни было, основным фактором, влияющим на движение цен на сельскохозяйственные товары, будут ожидания игроков рынка. Текущие ожидания заключаются в том, что относительно дешевеющего доллара и возрастающего роста спроса со стороны стран Азии и Индии, товарные позиции будут иметь восходящий ценовой тренд в ожидании того, что биотехнологии и научный прогресс позволят увеличить урожайность.
Это в свою очередь позволит удовлетворить увеличивающийся спрос, а также формировать на глобальном и региональном уровне резервы, которые позволят преодолевать природные катаклизмы.
Автор: Надежда Ускова
Источник: "Коммуна", N21 (25649), 12.02.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012