09.02.11
Театр Владимира Сисикина
К 70-летию режиссера
Работы этого талантливейшего режиссера знает в Воронеже каждый истинный ценитель театрального искусства. Спектакли Владимира Сисикина и постановки его инсценировок волновали зрителей много лет, отличаясь всегда оригинальностью, искренностью, необычайной энергетикой и атмосферой.
Начинал он свою режиссерскую деятельность еще в 60-е годы на сцене студенческого театра Воронежского государственного университета, продолжил – в ТЮЗе и в учебном театре института искусств. Во второй половине 80-х под руководством Владимира Степановича Сисикина в Воронеже был открыт «Молодежный театр», который сразу же привлек к себе поклонников впечатляющими, незабываемыми постановками.
Уже в первых постановочных опытах, осуществленных на сцене ВГУ проступили особенности почерка режиссера: острота идейного замысла, интеллектуальность, щедрость фантазии, неожиданность трактовки материала и парадоксальность мышления. Большинство спектаклей строились по принципу сопоставления контрастных эпизодов, сочетающих достоверность действия и психологических нюансов с элементами гротеска, фантасмагории, разнообразия пластического рисунка.
Удивительное сочетание интеллектуального и яркого игрового начала во многом исходило из личного опыта режиссера, его жизненных "университетов" и учителей. После блестящего окончания филологического факультета ВГУ Сисикин, (следуя собственному порыву), какое-то время работал журналистом на Сахалине, преподавателем русского языка и литературы в школе плавсостава, где приобрел уникальный опыт наблюдений человеческих характеров, проявляющихся в экстремальных ситуациях.
Через несколько лет путешествий по морям-океанам Владимир Сисикин поступил в Щукинское училище на курс Бориса Евгеньевича Захавы и начал активно проявлять себя как режиссер редкостного дарования.
В Вахтанговской школе (откуда и родом была любимая им "Таганка") молодой постановщик развил талант, тяготеющий не только к ярчайшей театральной форме - стихии карнавальности, импровизационности, праздничности, но также к социальной заостренности и психологической глубине. Все это нашло отражение в постановках театра "Парадокс": "Шинель" Гоголя, "До третьих петухов" Шукшина, "Обнаженные натуры" Горина, "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, "Самоубийца" Эрдмана, - на которые стремился попасть весь театральный Воронеж.
Следуя принципам Захавы, умеющего четко определять сверхзадачу образа и спектакля, характерные черты сценического героя, его природу и индивидуальные краски, режиссер Сисикин наряду с эффектной формой всегда оставался чутким к внутренней мотивации поведения персонажей, их переживаниям и движениям души.
Все это можно было увидеть и в таких постановках, как "Блокадная книга" Адамовича и Гранина (в ВГУ), в ТЮЗовских: "Петля" (по Лему), "Остановите Малахова" Аграновского, "За рекой моя деревня" Роковой, "Волшебник изумрудного города" Волкова, "Крылья Дюймовочки" Заходера, "Солнечный удар" Яковлева, в десятках превосходных спектаклей института искусств.
Для Молодежного театра и его руководителя (работающего совместно с Ириной Борисовной Сисикиной) с самого начала были свойственны целостность и острота сценической формы, строгий вкус, глубина философских обобщений, завидная ансамблевость.
Режиссера и педагога Сисикина всегда занимала идея синтеза в современном театре, гармония формы и содержания спектакля. Владимир Степанович в своих поисках и экспериментах не мог не опираться на достижения выдающихся деятелей театра: Товстоногова и Любимова, Эфроса и Гончарова, Ефремова, Захарова, Васильева... Не в отрицании того или иного опыта, а в творческом осмыслении, соединении и развитии видел он путь театра и прививал свои взгляды ученикам.
Почти все спектакли Владимира Сисикина становились событиями культурной жизни Воронежа. Столичные и петербургские специалисты, видя его постановки, не раз называли воронежского режиссера мастером мирового класса... К сожалению, век спектакля недолог, и многое быстро уходит с подмостков.
Но что-то все-таки остается на пленках, в рецензиях критиков, в афишах и фотодокументах, в сердцах благодарных зрителей. Лучшее продолжает жить с нами, радует и восхищает, заставляет размышлять над жизнью и над собой. И это прекрасно. В этом и есть чудо театра и счастье появления людей, театральное чудо создающих. Таких, как Владимир Сисикин. Его литературное наследие еще более осязаемо и воплощено в книгах, к которым мы обращаемся вновь и вновь, к сожалению, уже после смерти мастера.
Автор: Владимир Межевитин.
Источник: "Воронежская неделя", N 6 (1991), 09.02.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012