05.02.11
Все, что вздумается
Культура В галерее «Х.Л.А.М» прошел отбор будущих слушателей курсов молодого художника Воронежского центра современного искусства
ВЦСИ – можно сказать, волонтерская организация, не имеющая никакой господдержки. Как объяснил главный организатор этой приятной суматохи Николай Алексеев, все началось с того, что они с друзьями возили в "Х.Л.А.М" столичных художников и их работы. Москвичи же их критиковали, говорили, что все наоборот должно быть - это из провинций в столицу талантам приезжать нужно, мол. Вот ребята и решили поспособствовать развитию современного искусства у нас.
Основатели центра ищут таланты.. Фото Юлии Здоровцовой
Курсы организованы были по европейскому стандарту. Теоретическая часть состояла в обсуждении текстов по искусству. "Практику" слушатели делали дома, творя на заданную тему. Созданное шестерыми слушателями попало на выставку "Гибриды", открывшуюся в "Х.Л.А.М"е.
Например, серия работ Евгения Мещерякова представляет собой распечатки незамысловатых геометрических чертежей: по сути, их и чертежами не назовешь. Часто это лишь несколько линий, выходящих из одной точки; одна из распечаток просто точкой, обозначенной буквой, и является. В брошюрке, которую можно взять при входе, эти экспонаты названы "абстрактными схемами и шрифтовыми композициями", причем подчеркивается, что "стоящие за ними идеи, опыт, контекст недоступны зрителю". Таким образом якобы дается воля фантазии смотрящего.
А в соседней комнате на маленькой полочке лежит красное яблочко. Рядом висит кусок белой материи, выше - распечатка фотографии медицинских щипцов устрашающего вида. Это инсталляция "ABORT" Евгении Ножкиной. Дешево, сердито, актуально.
Илья Бланкет - единственный на "Гибридах" художник в узком смысле этого слова. Одна из его картин, "Just Love", особенно привлекает внимание гармоничностью линий и яркостью цветов.
Смысл произведений Ильи считывается довольно легко. По крайней мере, в сравнении с работами других авторов. Дольше всего люди задерживались у его картин.
...На "кастинг" пришли в основном девушки. Наконец, избавив уже изрядно заскучавший народ от бесцельного блуждания вокруг да около, нас пригласили внимать речам организаторов.
Молодой человек с густой бородой, как далее выяснилось - Илья Попов, говорил про инициативу, на которой ВСЦИ держится, про желание посеять семена современного искусства в плодородную черноземную почву, про то, что на курсы будут приглашены лишь люди, четко ставящие перед собой цель, знающие, что им нужно. Упомянул он и о том, чему здесь учить не будут, - академическому рисунку, основам живописи, к примеру.
Можно заключить, что курсы эти - работа прежде всего с мыслью, умением думать и менять угол рассмотрения чего-либо, нежели натаскивание на созидание.
Затем нам объяснили нехитрые правила "кастинга".
Каждому раздали по анкете, чистому листу бумаги и карандашу. В анкете нужно было не только указать ФИО или телефон, но и ответить на вопрос: "Ваш любимый супергерой". С бумагой и карандашом сказали делать "что вздумается". Желательно было потом объяснить, почему вздумалось именно это и почему оно воплотилось именно так.
Поднялся творческий шум. Щелканью зеркала в фотоаппарате вторил жалобный хруст рвущейся и сминаемой бумаги, спокойный шорох и почти яростный скрежет карандашей. Сидящая рядом девушка воодушевленно спросила, действительно ли можно сделать с листом "все, что вздумается". Думаю, не одну меня испугала ее почти страстная прыть.
Свой несчастный лист она смяла в гармошку, которую потом нанизала на карандаш. "Комиссии" это было объяснено порывом чуть ли не полуобморочного вдохновения. Нотки гордости звучали в голосе кандидатки, когда она сказала, что это "первое, что пришло ей в голову".
Кто-то рисовал карикатурные рожицы, кто-то писал текст, кто-то мял бумагу или протыкал ее карандашами по примеру первой кандидатки.
Решив не мудрствовать лукаво, я взялась всего лишь рисовать. Наметилась какая-то полуголая женщина с клубком змей в руках. На портфолио, собранное из цифровых рисунков за три года моих немыслимых творческих мук, отреагировали неплохо. Даже люди с художественным образованием похвалили, сказав, что анатомия "для самоучки хороша". Обескуражил вопрос Ильи Попова: "А вы искусство вообще любите?" Не знаю до сих пор, что ответить. Он же спросил, зачем мне курсы вообще нужны. Я нашлась промямлить что-то о кризисе идей и творческих поисках, в которых, надеюсь, мне лекции помогут.
Уходили мы с миром и массой впечатлений. Надеюсь, на курсы меня примут: хочется очень понять, что это за зверь такой - "современное искусство". Продлятся занятия до лета.
Автор: Наталья Николаева
Источник: "Коммуна", N17 (25645), 05.02.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012