05.02.11
Депутат Государственной Думы Сергей Гаврилов: Нужна смена курса
В Воронеж на встречи с избирателями приезжал заместитель председателя Комитета по транспорту Государственной Думы РФ, депутат от Воронежской области Сергей Гаврилов.
Он побывал на авиастроительном заводе, посетил школы и детские сады областного центра, встречался с губернатором Алексеем Гордеевым, а также ветеранами и пенсионерами, рабочими и молодежью. Он всегда на постоянной связи с регионом, знаком с проблемами, но, тем не менее, каждый такой приезд становится основанием для новых обращений и запросов к парламентариям и правительству, темой для инициирования острых дискуссий в средствах массовой информации.
Как представителю оппозиционной силы – в Госдуме он входит во фракцию Коммунистической партии (КПРФ) - Сергею Анатольевичу не предоставляют административный ресурс для организации общения с избирателями. Тем доверительнее и прямее идет разговор на встречах с жителями области, тем отчетливее и конкретнее ставятся проблемы.
- Для страны минувший год стал годом несбывшихся надежд, - говорит Сергей Анатольевич. - Местные политики и экономисты много говорили о том, что кризис Воронежскую область практически не затронул, потому в 2009 году, в его пик, казалось, что вот-вот начнется реальный рост. Более того, существовало мнение, что ожидается новый рывок - модернизационный, технологический, инновационный.
Действительно, в регионе были приняты стратегия и программа развития, резко усилена эффективность исполнения бюджета, созданы условия для прямых инвестиций.
В реальности итоги года показали, что, с одной стороны, федеральный центр все больше сосредотачивает всю власть на себе - как политическую, так и экономическую, и прежде всего - бюджетную. И в этом отношении почти все субъекты Федерации, за исключением северокавказских республик и нефтегазовых регионов, стали заложниками Москвы, у них нет ни полномочий, ни средств проводить самостоятельную экономическую политику, исходя из своих приоритетов.
С другой стороны, вызывает опасение дальнейший курс страны. Возникли опасения, что мы повторяем в виде карикатуры путь, намеченный уже когда-то Михаилом Горбачевым. Если помните, тогда одним из ключевых направлений реформ стало «ускорение». Горбачев призывал к "революционным сдвигам, переходу к принципиально новым технологическим системам, к технике последних поколений". А теперь нам это предлагается уже в упаковке "модернизация", и опять игнорируются огромные достижения советского периода в области энергетики, обороны, промышленных технологий.
Вновь начинаем преклоняться перед Западом, демонтируя наши национальные внешнеполитические интересы - от договоров по ПРО и СНВ до разрушения военной школы и науки. Не выработали ни идеологии, ни культуры, отвечающих русским национальным традициям и воспитательным целям страны, устремленной в будущее - культу семьи и патриотизма. Мы опять привлекаем к управлению идеологией и экономикой "гайдаровские" кадры, но на рубеже 90-х годов у страны были другой потенциал и запас прочности. Более молодое население и мы кое-как пережили эти горбачевские эксперименты. А сейчас Россия этого просто не выдержит.
- В России объявлено о создании мощного центра исследований и разработок "Сколково" по примеру "Силиконовой долины" и других подобных зарубежных центров, ориентированных на технологический прорыв…
- Сосредоточившись на имиджевом проекте "Сколково", почему-то вне рассмотрения оказались уже созданная система российских наукоградов, Академия наук. Отодвинуты и достижения в промышленных технологиях.
"Сколково" по сути своей ориентировано обслуживать интересы крупных западных корпораций по экспорту из России остатков технических достижений и молодых кадров, окончательному завоеванию нашего полуразрушенного рынка. Но главное, что государство не имеет конкретной позиции по развитию ключевых инновационно емких системообразующих отраслей, авиации и космонавтики. В результате наша гражданская и военная авиация, авиастроительные заводы оказались в режиме жесткого недофинансирования.
Для решения этих проблем была создана Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), где сосредоточены лучшие производственные фонды и инженерные головы. Но в режиме, когда не финансировалась ключевая задача - подготовка кадров, а также решение социальных программ, дозировалось техническое перевооружение, производственные планы оказались подвешенными, чему мы стали свидетелями на ВАСО.
- Получается, что под лозунгом "модернизации" происходит разрушение промышленного потенциала?
- Происходит разрушение не только промышленного и научного потенциала, но и, как следствие, слом социальной составляющей. Мы долгие годы гордились, что за счет нефтяной трубы индексируем пенсии, держим высокий уровень зарплат. Последние события показывают, что огромная коррупция, бюрократический аппарат, неэффективные решения не позволяют даже при высоких ценах на нефть поддерживать высокий социальный фон.
Мы декларируем поддержку материнства и детства, а в реальности идет сокращение на федеральном уровне социальных пособий, свертывание финансирования детских садов, оздоровительных лагерей. Уже сегодня рост коммунальных тарифов по стране в среднем в два раза опережает инфляцию, а рост зарплат и пенсий даже не покрывает инфляцию.
Коррупция переходит на неуправляемый уровень. Я участвую в работе комиссии Госдумы России по госкорпорациям, где мы проверили использование средств Фондом содействия реформированию ЖКХ и выявили факты огромных нецелевых расходов. Было принято решение об отставке его генерального директора Константина Цицина. И что?.. Он и сегодня возглавляет Фонд. При том, что деньги на модернизацию и капитальный ремонт домов и объектов ЖКХ будут выделяться из федерального бюджета только до президентских выборов.
Затем наш полуразрушенный жилой фонд останется на плечах нищих местных администраций, у которых нет денег. Это свидетельство того, что страна не в состоянии "тянуть" социальные программы.
Уверен, что после президентских выборов нас ожидают повышение пенсионного возраста, ужесточение призыва в Вооруженные Силы и новый скачок тарифов.
- Но ведь основная составляющая роста тарифов в ЖКХ - это рост стоимости услуг монополий, в частности, в электроэнергетике?
- Приведу один красноречивый пример. Для изучения причин и последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС была создана специальная депутатская комиссия, которая пришла к выводу, что к трагедии привело хищническое, варварское отношение к техническому потенциалу, созданному еще при Советском Союзе. Производственные фонды практически не обслуживались, не обновлялись, не было системы управления.
Творец реформы в электроэнергетике Анатолий Чубайс уверял, что рост цен объясняется необходимостью включения в тариф инвестиционной составляющей - мы, мол, изымаем у населения деньги, чтобы модернизировать отрасль. Расследование показало, что существенных инвестиций в развитие и обновление энергетики не было.
Энергетический коллапс в аэропорту "Домодедово" и другие аналогичные события доказывают, что деньги не вкладывались, а уходили на другие цели и растворялись. Выясняется, что ряд энергокомпаний, в том числе воронежских, контролируется известными любителями Куршавеля. Более того, кризис для энергокомпаний стал поводом отказаться от своих обязательств перед государством.
Приватизация электроэнергетики по Чубайсу не стала стимулом инвестиций и обновления - ситуация только ухудшилась. Надо подойти жестко и национализировать электроэнергетику, наказать инициаторов ошибочной и преступной политики приватизации отрасли, взять под жесткий контроль тарифы. Чтобы те деньги, которые изымались у населения, реально шли на обновление и модернизацию отрасли. Только тогда можно будет реально снижать тарифы на "коммуналку".
Важно подчеркнуть, что состояние нашей энергетики, коммунального хозяйства таково, что в ближайшие годы ожидается лавинообразный рост техногенных катастроф и аварий. Износ уже превысил все допустимые размеры.
Когда государство создавало инженерную инфраструктуру, то закладывался двойной - тройной запас прочности. Это отличало наши самолеты и космические корабли, которые работали в два-три раза больше, чем позволял ресурс. Но этот дополнительный ресурс тоже исчерпывается, и кто и как будет спасать эти миллионы километров инженерных сетей?! Федеральный центр на это средств не выделяет. И что остается? Выгребать остатки денег из карманов населения?
- И что же ожидает российские регионы, в том числе и Воронежскую область?
- Сегодня практически разрушен потенциал души страны - исторических областей России, таких как Воронежская. Наша инженерная наука, которая всегда была сильна, по сути дела, уничтожена, и мы перестали составлять конкуренцию на мировом рынке как промышленная держава. Более того, готовящийся законопроект об образовании разрушает всю сложившуюся систему образования - коммерциализация бюджетных учреждений окончательно уничтожит высшую школу. А сократив естественнонаучные, фундаментальные дисциплины и сделав упор на изучение двух языков и физкультуры, мы, очевидно, хотим воспитать для Запада физически подготовленного раба со знанием языка хозяина.
Губернатор Алексей Гордеев и Правительство Воронежской области сегодня делают все возможное, исходя из своих ограниченных ресурсов, чтобы сохранить инженерную сферу - создаются технопарки, промышленные зоны. Но Минфин не дает финансовые возможности региону создавать льготы инвесторам, наказывая за выпадающие доходы.
Самое опасное, что государство у нас не ведет инвестиционную политику, не создает спрос. Мы говорили о "проклятом ельцинском десятилетии", и сейчас это время возвращается. Государство уходит из экономики, а у частных компаний тоже нет финансовых возможностей и дешевых кредитных ресурсов. Да и откуда они могут взяться у муниципалитетов и областных администраций?!
Нас ждет сокращение расходов на сельское хозяйство. Если ранее мы еще пытались защищать и поддерживать своего сельхозтоваропроизводителя, то сейчас будет слом - мы входим в Таможенный союз, где по многим направлениям неконкурентоспособны с той же Белоруссией, и входим в ВТО, где нас могут просто раздавить азиатские производители.
И дело не только в том, что при разумном подходе и поддержке сельское хозяйство у нас только за счет Черноземья в состоянии накормить всю страну. Сельское хозяйство - это прежде всего крестьянский уклад жизни: православие, духовность, крепкая семья, уважение и почитание родителей, любовь к Родине и труду, все то, что всегда спасало Россию и позволяло возрождаться.
Как и в других странах мира, мы должны были поддерживать сельский уклад как опорную социальную и культурную среду. И развивать все виды кооперации на уровне крестьянских хозяйств. Вместо этого при нынешнем руководстве в аграрной сфере все идет на слом. Поэтому исторические преимущество Воронежской области в ближайшем будущем может оказаться ее минусом, а достойно жить в стране будет только население, которое добывает нефтегазовые ресурсы, обслуживает их транспортировку и переработку. Для страны же потеря технической самостоятельности и продовольственной безопасности приведет к потере контроля над территориями.
- Вы, как депутат Государственной Думы, можете, используя парламентскую трибуну, ставить вопросы, что называется, ребром?
- Очень тяжело занимать в Думе принципиальную позицию, когда на тебя постоянно давят и уговаривают, когда парламентское большинство в состоянии принять любое решение без какого-либо участия других фракций. Законодательное собрание должно быть собранием представителей, где голос каждой партии, представляющей определенные группы населения, будет услышан.
Но и сегодня, в нынешних условиях, я понимаю ответственность за судьбу страны и людей и делаю все возможное, чтобы отстаивать интересы отечественного производства и науки. Я считаю, что для безопасности страны авиастроение во многом важнее, чем металлургия и ряд сырьевых отраслей.
Кроме того, мы делаем все возможное, чтобы помочь социально не обустроенным слоям - пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным. Так, у нас есть программа "Дети войны" - речь идет о большой группе населения, родившегося и пережившего годы Великой Отечественной войны в детстве. У ветеранов есть льготы, а у этих людей ничего нет. Им можно и нужно как-то помочь - компенсировать расходы на коммунальные платежи, проезд. И эти вопросы надо решать уже сейчас.
Я крайне озабочен за будущее страны и наших детей. Для кого и для чего мы говорим о демографической политике? Для "положительной динамики" в статистических отчетах? Страна должна гарантировать родившемуся человечку достойный уровень доходов и то, что если ты старательно учишься, тебе гарантирована высокооплачиваемая работа.
А что у нас происходит сегодня? Кто у нас потребляет наркотики, умирает от алкоголизма, гибнет на дорогах, попадает в тюрьмы - кто это? Это молодые мужчины и женщины, которые должны рожать и воспитывать детей, работать и обеспечивать пенсией пожилое поколение. Наносится удар по самому важному - по активной части населения.
Посмотрите, к примеру, Левобережный район Воронежа. Там людям негде работать, а если работа есть, то уровень зарплат едва позволяет прокормить семью и оплачивать коммунальные услуги. Если сегодня молодому человеку выгоднее сидеть в торговом киоске, чем работать за станком в цехе, то откуда возьмется техническая элита? Страну спасают не продавцы мобильных телефонов, а инженерно-техническая интеллигенция, из которой формируются все движущие силы государства.
Кому нынешнее положение в России выгодно? Только нашим геополитическим конкурентам - США, Европе, ваххабитскому исламу, которым не нужна сильная Россия.
У нас остаются считанные годы, чтобы остановить это движение в никуда и заняться реальной модернизацией.
Роман ДАРИНИН.
Источник: "Коммуна", N17 (25645), 05.02.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012