27.01.11
Пленник книжной страсти
Культура | Новый сборник воронежский историк литературы Олег Ласунский посвятил «всем российским библиофилам, пленникам своей прекрасной страсти»
Название этой новинки, "Власть книги", впрочем, многим читателям знакомо. Нынешнее издание "рассказов о книгах и книжниках" - уже четвертое. Первое, тридцатитысячный тираж которого разошелся, по воспоминаниям Олега Григорьевича, буквально за два-три месяца, появилось в далеком 1966-м, когда еще не затихло эхо прерванной хрущевской "оттепели".
После смерти И.В.Сталина библиофильство вышло из тени, пережило второе рождение – тогда были созданы и изданы, в частности, работы Ф.Г.Шилова, Н.П.Смирнова-Сокольского, В.Г.Лидина, П.Н.Беркова, которые подняли интерес к теме в обществе и во многом вдохновили молодого тогда воронежца Олега Ласунского на написание своего труда о памятниках печати (а кто-то из этих авторов впоследствии сам стал персонажем "Власти книги").
Олег Ласунский. Фото Михаила Вязового.
Свою первую книговедческую статью, рецензию на "Рассказы о книгах" Николая Смирнова-Сокольского он опубликовал, кстати, в нашей "Коммуне", которую возглавлял тогда Борис Стукалин, будущий министр печати СССР.
Презентация "Власти книги" состоялась на днях в лекционном зале Воронежской областной универсальной научной библиотеки имени И.С.Никитина. "Я сегодня очень счастливый человек!" - признался, выступая на ней, автор.
Новую версию ставшего для многих культовым сборника выпустил Центр духовного возрождения Черноземного края - издательство, с которым Олег Григорьевич уже не первый год плодотворно сотрудничает. "И теперь уже я как старый книжник пытаюсь поучать молодежь и отговорить от печальных явлений, связанных с коммерциализацией библиофильского увлечения", - говорил автор.
На дворе уже совсем иная эпоха - третье тысячелетие, и многие предрекают скорый конец "эпохи Гуттенберга". Дескать, еще немного времени - и бумажные носители информации окажутся окончательно вытеснены из обихода электронными. Но рассказ о подчас детективной истории той или иной редкой книги, о ее странствиях и приключениях, о том, что таилось за невнятной карандашной пометкой на полях или библиотечным штампом на сорок седьмой странице, по-прежнему интересен.
На презентации в "Никитинке" Олег Ласунский говорил о том, что домашняя библиотека для библиофила - это своего рода дневник его жизни. Книги так или иначе влияют на жизнь преданного им владельца.
Судьбоносной стала и та, которую Ласунский дописывает сорок с лишним лет. Об одной из статей сборника, той, что посвящена культуре книгодарения, автор говорит: "Я стал ее заложником". Текст рассказывает о жанре дарственной надписи, о необходимости быть оригинальным и остроумным, когда ее сочиняешь.
- И теперь, когда дарю книгу, самому приходится сочинять веселые строчки! Что ж, потом экземпляры с моим автографом попадут в руки неофитам и, возможно, доставят им радость.
Структура нынешнего издания значительно переработана и дополнена. Появился, в частности, автобиографический раздел "Житие провинциального книжника", где автор рассказывает о собственном пути в библиофильстве, о бескорыстном товариществе увлеченных людей. Объем сборника вырос до почти шестисот страниц.
- Он издан с таким вкусом, что хочется, чтобы у него был золотой обрез и ленточка для закладки! - таково впечатление о сборнике доктора филологических наук Аллы Ботниковой. - Красивая книга, которая соответствует образу ее автора! Олег Григорьевич - поэт книголюбия. Он любит книгу, как мать любит дитя. И даже не за то, как она написана, а за ее историю. Причем любовь эта абсолютно бескорыстна.
Автор: Виталий Черников
Источник: "Коммуна", N11 (25639), 27.01.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012