21.01.11
Испытано на себе. Как из меня делали менеджера
Этим летом, окончив факультет журналистики, я решила устроиться менеджером по продажам в одну крупную фирму, занимающуюся производством масложировой продукции. Перспектива с местом в газете была туманной, да и хотелось немного подзаработать. Тем более, работа обещала быть высокооплачиваемой.
Собеседование прошла успешно, и мне наряду с еще одиннадцатью счастливчиками, тоже недавними студентами, предстояли два с половиной месяца обучения за счет компании.
Нас привезли в учебный центр в один из городов соседней области. Мы не поверили своим глазам: жить и заниматься будем в настоящем замке, красивом здании в испанском стиле. На территории центра расположены несколько домиков для VIP-гостей, которые частенько сюда заглядывают (незадолго до нашего приезда здесь побывал Президент России), ресторан, где отменно кормили, футбольное поле, волейбольная площадка, теннисный корт, прекрасно оборудованный пляж и даже православный храм.
Но сполна насладиться всеми этими красотами, увы, не смогли. Нас сразу взяли в оборот и представили будущих педагогов.
Одним из них оказался психолог из Москвы, до выхода на пенсию работавший с советскими разведчиками. Потом мы прошли кучу тестов: на уровень IQ, знание математики, социологии, географии (ведь тем, кто будет работать менеджером, предстоят многочисленные командировки).
- Первые две недели станут отборочными. Я буду оценивать вашу работу и отмечать заработанные каждым баллы. Все тренинги, которые вам предстоят, – подготовка к контрольному практическому заданию, - предупредил психолог Валерий Николаевич.
Сначала мы вырабатывали коммуникативные навыки.
Валерий Николаевич раздал листочки, где были перечислены разные человеческие качества, и попросил отметить, какие наиболее выражены в нас. Потом назвал черты характера, необходимые менеджеру по продажам: коммуникабельность, честолюбие, актерские способности и умение лгать.
Наличие совести, сентиментальности и человечности не приветствовалось. Менеджер не может испытывать стресс, уставать, вспоминать о личной жизни и отдыхе. Его ум занимают только думы о выгоде компании и собственных доходах.
- Сможете стать «железными» людьми - заработаете большие деньги, - напутствовал бывший разведчик.
Мы читали стихи, объяснялись жестами, изображали разные эмоции: гнев, радость, испуг…Нас разбивали по парам, каждому называли несколько слов, и мы выстраивали вокруг них как можно более адекватный диалог, не называя их прямо. При этом каждый старался угадать, какие слова шифрует собеседник.
Однажды нас снова поделили по двое и попросили подробно рассказать напарнику о всех его физических недостатках. Нелегкий тест, замечу, хотя о себе узнала много нового. Эти курсы актерского мастерства нужно было воспринимать как полезное приключение, но мы находились под постоянным прессингом, ожидая, что по прошествии двух недель придется уйти.
Режим оказался спартанским: после зарядки, которая начиналась в половине шестого, дневных психологических тренингов нас ждали лекции по экономике, химии, психологии и социологии. За два дня я исписала общую тетрадь. Лекции заканчивались в 11 вечера, и мы до трех-четырех часов утра их учили. На следующий день писали тесты по пройденному материалу. Времени на сон почти не оставалось.
Зарядка - это вообще отдельный разговор. После нее я стала с теплотой вспоминать школьные уроки физкультуры. Каждый день наматывали по полтора километра, прыгали в длину, отжимались, подтягивались и всячески изгибались на матах. Девушки тренировались наравне с молодыми людьми.
- Это, чтобы закалить характер, - говорил наш преподаватель.
Один из конкурсов назывался "Лесной курс" - что-то вроде спортивного ориентирования.
Самым сложным для меня стало задание на "доверие" - с четырехметровой стены с закрытыми глазами нужно упасть на руки будущим коллегам. Конечно, была страховка, но страх я переборола с трудом.
В конце второй недели нас повезли "на производство". В цехах стояла такая жара, что плюс тридцать пять на улице воспринимались спасением. Сонные и вялые, мы слушали лекцию о процессе "гидрогенизации жиров" и с ужасом думали о том, как будем объяснять все это потенциальным клиентам. Тем временем две недели подходили к концу, и решающее практическое задание было не за горами.
- Завтра утром вас на целый день отвезут в центр области. Ваша задача - притвориться человеком, который хочет снять квартиру. Цель - узнать о владельцах жилья как можно больше: с кем проживает, сколько детей, где работает, уровень дохода, какие материальные ценности есть в его доме, существуют ли счета в банке, и если да, то в каком. При этом нужно добиться того, чтобы человек захотел сдать жилплощадь именно вам, а всем остальным претендентам отказал. То же самое будет и послезавтра. По прошествии двух дней мы оценим результаты.
Нам раздали новые сим-карты с местным подключением и диктофоны, чтобы мы могли записать разговоры. Строго-настрого запретили звонить хозяевам квартир во второй раз с целью сообщить о своем отказе заселяться. Все исходящие вызовы обещали проверить. В заключение взяли расписку, что "в случае чего" компания к нашим делишкам никакого отношения не имеет.
В городе мы скупили все газеты объявлений, которые только были в киосках, и отправились на поиски приключений.
- Чем больше квартир успеете обойти, и чем продуктивнее будет беседа, тем больше шансов быть принятым на работу, - сказал нам Валерий Николаевич.
Проблемы возникли сразу же. Большинство квартир сдавали через риэлторские фирмы, жилье "без посредников" найти было почти невозможно. Поэтому я (как оказалось потом, и все остальные тоже) решила пойти более легким путем и "снять" не квартиру, а комнату. Да и выполнить задание так будет легче, ведь проще узнать о жизни человека, пребывая на его территории.
В поисках местонахождения "жертв" я плутала по жарким летним улочкам, вглядывалась в номера домов, отыскивала нужные подъезды. Несколько раз совершенно терялась в хитросплетениях дворов, но выручали местные жители.
Из первой встречи ничего не вышло. Придумав легенду, будто я журналистка из Воронежа, решившая найти работу и обосноваться здесь, я представилась хозяйке. Татьяна, приятная женщина средних лет, оказалась учителем русского и литературы. Завязалась беседа, перешедшая в дружеское чаепитие, и я меньше всего думала о том, чтобы выведать у собеседницы ее секреты. Диктофон уже давно выключила.
Мы просидели часа два. Я так понравилась женщине, что она даже предложила мне помочь с работой.
- Есть у меня знакомая на нашем телевидении, неплохая тетя, можно к ней обратиться. Так что переезжай смело, устроишься. Ты, кстати, сейчас где живешь?
- У подруги остановилась, в районе автовокзала, - мне стало противно от собственной лжи.
Договорившись, что въезжать буду через пару дней, выхожу на улицу. "Ну вот, - думаю,- обманула человека, задание завалила..." Про счета и материальные ценности не узнала (да и нет у бедной учительницы никаких материальных ценностей), цену сбивать было стыдно.
Пошла по другим адресам.
Сначала попала к грозной бабуле, бывшему коменданту местного университета, которую больше всего интересовал вопрос, не встречаюсь ли я с женатыми мужчинами. Потом мне открыла женщина лет шестидесяти странного вида, с огненно-рыжим шиньоном на седых волосах. Пригласила меня в квартиру, где не было ни одной двери, кроме входной. Даже в ванную и туалет - "вход свободный".
Ну, думаю, пора переходить к "допросу". Вижу у стены коляску, рядом на полу лежат несколько кукол.
-У вас, наверное, есть внучка? - спрашиваю, глядя на игрушки.
- Это я в куколки играю, - ошарашила меня дама.
Иду дальше. Звоню в квартиру: выходит моя коллега Оксана. Да, местному рынку недвижимости надолго запомнился такой наплыв безответственных арендаторов!
Последним объектом стало жилище пожилых супругов. Муж прикован к постели после недавно перенесенного инсульта. Комнату в двухкомнатной квартире они сдавали, чтобы собрать деньги на лекарства. Сбивать цену, что-то выпытывать у пожилых людей было выше моих сил.
Стыдливо пряча диктофон, честно призналась, что жилье снимать не буду.
Через час я уже обменивалась впечатлениями с другими конкурсантами. По правде говоря, радости было мало.
Мне еще повезло, что все обошлось без экстрима. У Оксаны, например, возникли неприятности. Она так рьяно пытала бабульку на наличие материальных ценностей в квартире, что на выходе встретилась с ее внуком, которому женщина успела украдкой позвонить. Слава Богу, все решили мирно.
Следующий день был еще хуже. Похолодало, и с самого утра накрапывал ледяной дождь. Теплых вещей и зонтов у нас не было, поэтому поехали, что называется, "налегке".
Город встретил нас шумным ливнем и пустыми улицами. Редкие прохожие, спрятавшись под зонтиками, ловили маршрутки. Я стояла под козырьком какого-то подъезда и пыталась засунуть промокшие газеты с обведенными кружочками номерами телефонов в сумку. Вчера нам объяснили, что сегодня все должны ходить исключительно по квартирам. Владельцы комнат - слишком легкая "добыча".
С трудом отыскала несколько человек, сдающих жилье без посредников. Как я ни уверяла, что только одним днем в их городе, как ни просила показать квартиру, почти все из-за нелетной погоды предложили перенести встречу на завтра. Согласилась только одна женщина.
Я с горем пополам, шлепая по лужам, нашла нужную улицу и дом. Хозяйка смотрела на меня, как на сумасшедшую: отправиться искать жилье в такую погоду, в майке, шортах и шлепках, да еще без зонта! Когда мы вошли в квартиру, она расплакалась. Оказалось, две недели назад у женщины погиб сын. Она - инвалид второй группы, не работает, и сын поддерживал ее материально. Теперь придется сдавать квартиру, которую берегла ему в наследство. Я снова не смогла выполнить задание.
Зубы стучали от холода, идти было некуда, а времени - только двенадцать. Автобус должен приехать за нами после семи. Весь день я шлялась по магазинам, кафешкам, стояла под козырьками остановочных павильонов. Думала о том, чему меня научили эти две недели. И поняла, что я не "железный", а нормальный человек.
Собравшись в учебном центре, выяснили, что второй день практики завалили многие. Но педагоги решили оставить всех. Несмотря на это, четыре человека все же решили уехать. Среди них была и я.
Автор: Наталья Некрылова
Источник: "Коммуна", N8 (25636), 21.01.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012