 |
12.01.11
Начнем со сказки
Святки – сказочное, чудесное время, когда и стар и млад вспоминает древние обряды, обычаи и традиции. Молодежь гадает, детвора колядует… Смотришь - не налюбуешься! Разукрашенные, в народных костюмах, поют, заливаясь, песни, от души пляшут... И откуда это в нас?
Воспитываем юные таланты
А начинается все... с семьи, конечно. Большинство малышей с фольклором знакомятся еще, что называется, «с пеленок» - мамы и папы поют своим детям колыбельные, читают народные сказки. А потом ребенок идет в детский сад. И вот здесь-то начинается образовательный процесс - в самом прямом смысле этого слова. Как рассказала главный специалист отдела дошкольного образования Управления образования Воронежа Валентина Черемыс, сегодня во всех дошкольных образовательных учреждениях города в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования в этом направлении проводится очень серьезная работа. В садах не просто живут фольклорные традиции, ребята их активно изучают - на занятиях по развитию речи, на уроках музыки и т.д. Для малышей из ясель начинается все с полешек и сказок. В каждой группе есть обязательно так называемые уголки ряженья - здесь развешены народные костюмы, которые используются в различных инсценировках по народной тематике. Став постарше, дети начинают готовить выступления к различным праздникам, выступают на утренниках для родителей. Наверное, поэтому и в семье не остаются равнодушными - шьют своим чадам костюмы, расшивают их народными узорами.
Фото Михаила Вязового.
- Процесс изучения народных традиций выстроен по принципу "от близкого к далекому", - говорит Валентина Анатольевна. - Вот так, начиная с сада, с семьи, дети в итоге приходят к изучению истории своей Родины. В этой воспитательной работе, как правило, задействован весь педагогический состав дошкольного образовательного учреждения. При этом, как выяснилось, поводом обратиться к народному творчеству здесь становится буквально любой календарный праздник - Новый год, осенний бал, Масленица, 23 Февраля, 8 Марта и другие... А вот в МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N198" есть целый музей, посвященный сказке. Как рассказала заместитель заведующей по образовательно-воспитательной работе Любовь Максимова, музей работает с 1996 года и зарегистрирован в Кадастре школьных музеев. Называется "Сказки и сказочницы". Здесь собраны несколько экспозиций, посвященных творчеству сказочника Александра Афанасьева, воронежской сказительницы Анны Корольковой и др. Кстати, с дочерьми Анны Николаевны сад дружит: воспитатели с детьми даже как-то ходили ним в гости, а в ответ музею было передано много замечательных экспонатов. Кроме того, здесь находится масса поделок детей и их родителей, здесь проходят разнообразные занятия. - В нашем детском саду накоплен большой опыт работы по различным фольклорным темам, - говорит Любовь Максимова. - Много лет у нас работает фольклорный ансамбль "Берегиня" под руководством Светланы Воробьевой. Она занимается с детками от 3 лет. Ребята с удовольствием готовят выступления к праздникам. Есть в этом саду еще и "комната сказок". Здесь собрана старинная утварь: утюг, ухват, есть русская печь, избушка на курьих ножках... С детьми в чудной комнате репетируют инсценировки и рассказывают сказки.
От увлечения - к профессии
В школах, многопрофильных учебных учреждениях и учреждениях дополнительного образования фольклорные традиции находят свое продолжение в занятиях в различных кружках и ансамблях народного творчества. - В нашем учебно-воспитательном комплексе с момента основания гимназии, с 1992 года, работает художественно-эстетическое отделение, где реализуется целый комплекс дополнительных образовательных программ по направлениям: песни, музыкальные инструменты и прочее, - рассказывает директор МОУ гимназия "УВК N1" Юрий Долгих. - Есть ансамбли русской песни "Жаворонушка", "Элегия", "Вдохновение", ансамбль народных инструментов. Дети, отмечает Юрий Долгих, ходят на занятия с удовольствием, потому что сейчас у нас в городе большинство занятий платные, а здесь все бесплатно. Занимаются ребята и из неблагополучных, малообеспеченных семей. Очень важно, что таким образом они часть невостребованного времени проводят в коллективе, с педагогом. Детям очень нравится выступать на сцене, участвовать в конкурсах, завоевывать грамоты и призы. Один из самых значимых для коллектива праздников, которого с нетерпением ждут все дети, педагоги и их родители, - ежегодный гала-концерт "Юные таланты УВК". Творческое направление пользуется неизменным спросом: на художественно-эстетическом направлении здесь занимаются 1700 человек. Для сравнения - в спортивной школе - 400. Большая часть среди них, конечно же, малыши - в это время степень влияния педагогов на них больше, нежели улицы. Потом, где-то после 5-6-го класса, происходит "отсев", но на их место приходят новые "звездочки". Как рассказал заместитель руководителя Управления образования г. Воронежа Владимир Хвостовский, всего на сегодняшний день в школах, многопрофильных учебных учреждениях и учреждениях дополнительного образования работают 17 ансамблей и 32 сольных исполнителя. Фольклорным направлением занимаются в 10 муниципальных домах творчества детей и юношества - то есть кружки есть в каждом из районов города. Творческие коллективы регулярно принимают участие в различных городских и областных смотрах-конкурсах. При этом дети с удовольствие посещают эти кружки - занятия в них бесплатные, поэтому такие внеклассные занятия позволяют занять делом всех, даже малообеспеченных подростков. Кстати, для некоторых ребят такие занятия стали стартом для будущей профессиональной деятельности.
Фольклору надо учить!
В том, что интерес к фольклору не иссякает и среди детей, и среди взрослых, убежден руководитель Управления культуры г.Воронежа Иван Чухнов. - За последние несколько лет количество фольклорных коллективов в городе увеличилось в пять-шесть раз, - говорит он. - Сейчас они есть во всех школах искусств, по нескольку в каждой, всего около 300 в городе. Можно сказать, что идет мощное развитие детских творческих коллективов, молодежных коллективов и возрождение интереса к народной культуре. У нас на городских праздниках выступает более 1000 фольклорных коллективов. Все они регулярно участвуют в различных конкурсах, и, что показательно, возвращаются с хорошими дипломами.
Фото Михаила Вязового.
Кроме того, широко развито сегодня прикладное искусство, идет процесс возрождения народного костюма в традициях воронежского края. Изменилось и отношение к народному костюму. Если раньше, лет 10 тому назад, ребенка, надевшего его, могли засмеять, то сегодня, наоборот, относятся с уважением. Интересно, что сегодня это заставляет даже родителей браться за иголку и учиться вышивать! - Думаю, связано это в первую очередь с целенаправленной работой в этом направлении, - подытожил Иван Чухнов. - У нас начали массово готовить специалистов по фольклору - в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей, в Академии искусств. Просто раньше некому было направить в нужное русло, а сейчас они активно продвигают этот процесс. Посмотрите, как сегодня проходят народные гулянья. Если раньше Масленицу праздновали только в центре города, ну еще в трех-четырех местах, то в этот раз у нас прошло более 60 мероприятий - люди празднуют кварталами, домами. Они устали от шума и грома современной музыки, пения под фонограмму, стали разбираться в искусстве. И это радует. И все же, уверена доцент кафедры теории литературы и фольклора ВГУ, заведующая лабораторией этнографии и народной культуры имени профессора Сергей Лазутина Татьяна Пухова, фольклору надо учить! - Традиции развиты в Воронеже неплохо. Кстати, в столице воронежский край в этом отношении тоже на хорошем счету, - говорит она. - В Воронеже сейчас работу с детьми ведут квалифицированные педагоги. Большая часть из них - это специалисты Воронежской академии искусств по специальности "этномузыкология". Еще будучи студентами, они устраиваются на работу в школы и ведут там целенаправленную работу. Поэтому в городе сейчас охвачено достаточно много детей. Это говорит о том, что люди, живущие в стране, постепенно выходят на свою культуру. Они видят, что это красиво, интересно, это приятное развлечение. Когда объясняешь, показываешь, люди заражаются этим. Но фольклору надо учить. Нужно, чтобы люди знали, что стоит за конкретным узором, техникой. Вот в этом направлении нам еще предстоит двигаться.
Автор: Ярослава Янова Источник: "Воронежская неделя", N 2 (1987), 12.01.11г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|