 |
М.В.Артеев |
Общество и религия | К появлению теологических кафедр в светских вузах России отношение пока настороженное. С другой стороны, в европейских вузах они давно уже существуют и являются неотъемлемой частью университетской жизни
Религия и образовательный процесс – тема сложная и неоднозначная, требующая особой деликатности и обстоятельности при ее изучении. И самое лучшее - не замалчивать ее, а пытаться в ней разобраться. Определенной тенденцией последнего времени стало активное сотрудничество Русской Православной Церкви и светских образовательных учреждений. Недавно «Коммуна» сообщала о подписании стратегического Соглашения между ВГУ и РПУ (Российским православным университетом). До этого сообщалось об открытии в университете магистерской программы "История православной церкви". В 2011 году в ВГУ Патриарху Кириллу было присвоено звание Почетного доктора.
О каких процессах свидетельствуют все эти факты? Об этом и состоялся наш разговор с директором Центра изучения артефактов и реликвий (Воронеж), помощником ректора Воронежского госуниверситета по вопросам развития религиоведческих и теологических программ, выпускником высшей теологической магистратуры Женевского университета (advanced master course), кандидатом богословия Михаилом АРТЕЕВЫМ.
- Михаил Владимирович, есть ли что-то общее между наукой и религией?
- Мне представляется, что вопрос о противопоставлении науки и религии возникал чаще всего с подачи советской атеистической школы. Простой факт существования великих верующих ученых, таких как Макс Планк и Рене Декарт, Готфрид Лейбниц и Блез Паскаль, Лука Войно-Ясенецкий и Грегор Мендель, а также многих, многих других, опровергает теорию о несовместимости науки и веры. Другое дело - об их соотношении. В Средние века образованы были представители духовенства, и, как правило, человек читающий и пишущий был скорее всего служителем церкви. Именно поэтому слова "клерк" и "клирик" в нашей цивилизации - однокоренные.
Самый серьезный противник религии вынужден признать, что наследие античной цивилизации дошло до нас благодаря ирландским монахам, которые во время темных веков Европы переписывали не только Библию и поучения христианских святых, но и писания Вергилия и Сенеки. Я лично опасаюсь смешения методов науки и религии. Опасность развития лженауки вижу больше изнутри научного сообщества, а точнее - из околонаучного бизнеса. Недопустимо, когда религия вырождается в магизм, а наука - в псевдонауку.
- Недавно в ВГУ проводилась конференция православных ученых. Неужели бывает какая-то особая православная наука?
- Никакой конфессиональной науки нет и быть не может. Заметим, что ВГУ не был организатором этой конференции. Одна из ролей университета - быть местом для дискуссий, которых нашему обществу часто не хватает. Мы предоставили площадку "Обществу православных ученых", чтобы увидеть, чем и как дышит это объединение. В приветственном слове к участникам конференции ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий сказал: "Мне хотелось бы, чтобы лженаука никогда не связывалась с верой, чтобы псевдонаучные концепции не портили репутацию христианства, сыгравшего выдающуюся роль в истории европейской цивилизации".
Православный ученый в моем понимании - это человек с повышенной ответственностью за свои дела, за свои научные достижения в перспективе их применения.
Патриарх Кирилл, выступая в ВГУ, говорил о том, что мир науки близок ему своим методом, который не позволяет теории и версии выдавать за истины. - Значит, конфессиональной науки нет. Хорошо, что вы вспомнили Патриарха. Скажите, а не является ли присуждение ему почетной степени ВГУ просто реверансом в сторону уважаемого человека?
- В ВГУ прозвучало четкое и понятное обоснование заслуг Патриарха Кирилла перед политической наукой - ведь звание Почетного доктора присуждается за развитие науки в какой-либо сфере жизни. В ВГУ признали вклад Патриарха в приращение знаний в области политических наук и развитие внутрироссийских и международных политических процессов.
Говоря о теоретическом вкладе в политические науки, нельзя не вспомнить, что именно Патриарх Кирилл смог ответить на вызов времени, смог предложить и обосновать адекватную современности систему взаимодействия Церкви и общества, фактически - на пустом месте, доставшемся нам от советского времени. Эта концептуальная модель была изложена в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви". За время работы Патриарха Кирилла до избрания его главой РПЦ открылись около 300 зарубежных приходов, ставших опорными культурными точками русской эмиграции и учреждений, таких как представительства при ООН и Европарламенте.
Вице-премьер Правительства России Александр Жуков на торжественном собрании, посвященном 65-летию ОВЦС, признал, что зарубежные приходы Русской Православной Церкви оказывают порой более действенную помощь соотечественникам, чем государственные структуры.
Совсем недавно Президент Владимир Путин сказал о рисках потери национального культурного кода. Но об этом уже несколько лет говорит Патриарх Кирилл. О культурном коде, связывающем нацию, об опасности его утери он говорил как выступая в ВГУ, так и во время недавней конференции в МГУ.
По данным опросов "Левада-центра", Патриарх Всея Руси Кирилл вошел в десятку пользующихся доверием политиков уже в 2010 году. В 2011 году он поднялся на шестое место в этом рейтинге. В 2002 году светский Университет Перуджи (Италия) первым присудил тогда еще митрополиту Кириллу звание Почетного доктора политических наук. Присуждая Патриарху степень Почетного доктора, Воронежский госуниверситет тем самым первым среди российских вузов признал его заслуги в области политических наук.
Кстати, совсем немногие знают, что Патриарх Кирилл был приятно удивлен уровнем ВГУ и спустя несколько месяцев направил Президенту РФ Владимиру Путину письмо, в котором просит положительно рассмотреть вопрос о повышении статуса ВГУ, о преобразовании его в федеральный университет.
- Что может связывать светский ВГУ и духовный РПУ?
- Российский православный университет является учрежденным Русской Православной Церковью светским вузом, который имеет государственную аккредитацию и выдает дипломы государственного образца по ряду светских специальностей. В отличие от семинарии и духовной академии, это не специфико-конфессиональное заведение, готовящее священнослужителей. Надо заметить, что РПУ, отмечающий в этом году свое двадцатилетие, - это вполне успешный стартап. Тот факт, что университет наполнен студентами, свидетельствует о доброкачественности и высоком уровне учебного заведения.
Очевидно, что в нашем мире религия играет весьма важную роль, как в быту конкретного социума, так и в глобальной геополитике. Достаточно вспомнить дело "Пусси райот" или пояс революций в странах Ближнего Востока. Невозможно понять, что происходит в Чечне в значительной степени без осознания противостояния салафитов и суфизма.
По мнению ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого, впечатляющий успех таких стран, как США или Китай, немыслим в отрыве от всей системы образовательно-политико-этического баланса всего социального организма. А значительное место в нем занимают религиозные вопросы. Вуз без изучения социально-религиозной проблематики сегодня отстает от требований времени. Если мы можем помочь Российскому православному университету всем научным и административным опытом ВГУ, то РПУ в состоянии обеспечить нас качественными консультациями в сфере развития религиоведения и теологии. Сотрудничество с Российским православным университетом - это один из шагов, позволяющих найти правильный путь уже на стадии проектирования развития данного научного сектора.
- В Соглашении указано про консультации, тематические конференции, обмен студентами, но особое место занимает возглавляемый вами Центр изучения артефактов и реликвий. О чем вообще идет речь?
- Смотрите: два современных бестселлера - "Баудолино" Умберто Эко и "Утраченный символ" Дэна Брауна - свидетельствуют о горячем интересе к теме артефактов и реликвий. Но это - литература. Майкл Хесеман, германский публицист, издавший уже более десятка научно-популяризаторских книг на эту тему, совершенно не страдает от отсутствия спроса. Сегодня в России интерес к реликвиям приходится рассматривать как межрелигиозный и межкультурный феномен. Ведь не только президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин занимается доставкой в Москву пояса Девы Марии, вдобавок к тому, что каждый год он посылает самолет привезти Пасхальный огонь из Иерусалима, но и чеченский лидер Рамзан Кадыров обеспечивает привоз в Россию волоса и чаши пророка Мухаммеда. И это только самые известные случаи. Артефакты фигурируют не только в современных компьютерных играх.
- Что же привлекает людей?
- Я полагаю, что, наверняка, одна из самых важных причин почитания -¬ это чувство связи времен, ощущение себя частью вневременной семьи. В России, в которой несколько раз за XX век менялись идеология и власть, многие хотят видеть стабильные, вневременные точки опоры. Я полагаю, что спрос на присутствие реликвий в жизни со стороны обычного человека обусловлен тем, что люди ищут исцеления, помощи, защиты. И, правда, невозможно без особых чувств держать в руках даже каменный топор шеститысячелетней давности, не говоря уже о прикосновении к священным предметам и останкам людей, чье существование изменило историю.
- Какие прикладные вопросы изучаются в Центре, и насколько это востребовано?
- Повседневные прикладные вопросы - это аутентификация, датировка, установление исторического пути артефакта, вопросы культурного окружения. Полгода с момента открытия - это не срок. Однако некоторые результаты уже опубликованы, их легко найти в Интернете. За последний месяц я был приглашен на конференции в Санкт-Петербург и Киев, где почувствовал глубочайший интерес к теме. Главное для нас сегодня - это накопление опыта и создание базы данных.
- Михаил Владимирович, у вас есть какое-то специальное образование?
- Помимо получения светских высших юридического и экономического образований, я закончил полный образовательный курс РПЦ, а после окончания двухлетней аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных связей и защиты диссертации мне было предложено поехать в высшую магистратуру Университета Женевы на курс о религии в международных отношениях. По получении степени магистра богословия Женевского университета я продолжаю работу над докторской степенью в Университете Фрибурга.
У всякого человека, занимающегося преподавательской и исследовательской работой, со временем фокусируется сфера научных интересов, которая востребована обществом и интересна исследователю. Для меня одной из таких тем стал вопрос исследования артефактов и реликвий, проблем их происхождения, датировки и подлинности.
- Я знаю, что ВГУ сотрудничает с Воронежской епархией.
- Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий неоднократно посещал ВГУ, встречался со студентами. Владыка лично открывал как Митрофановские чтения, так и присутствовал на подписании договора с РПУ. Митрополит Сергий - человек с уникальным жизненным опытом, с долгим опытом работы представителем РПЦ при Всемирном Совете Церквей в Женеве. Он, как никто другой, понимает возможные пути сотрудничества науки и религии. В ВГУ мы ценим присущую Владыке Сергию ровность высококультурного человека, мудрость руководителя.
- Так что же, в ближайшее время ждем открытие кафедры или факультета теологии в ВГУ вслед за МИФИ?
- Ректор Дмитрий Ендовицкий - стратег. Он не допустит реализацию карикатуры на реальное изучение религиоведческой проблематики. Думаю, что мы увидим изучение религиозных вопросов на уровне ведущих вузов мира. Министерство образования РФ уже несколько лет назад подготовило программы по специальности "теология" для вузов. Однако не секрет, что часто люди, преподающие религиоведение и теологию, - конечно же, я говорю о теологии в формате Минобразования - фактически не имеют достаточной подготовки, и при громком названии содержание их лекций оставляет желать лучшего.
ВГУ - центральный, крупнейший и авторитетнейший вуз региона, выпускники которого работают не только по всей стране, но и за рубежом, в Йельском Университете и Оксфорде, на ядерных ускорителях России и Европы - не имеет право на такой подход. Дмитрий Ендовицкий уверен, что в этой области мы должны избегнуть угождения как частным или узко-конфессиональным интересам, так и поверхностного наукообразия. И направление это должно закладываться уже на этапе создания. По поручению ректора я провожу консультации в России и за рубежом, готовлю концепцию развития религиоведческого образования в ВГУ.
Важно уже на стадии планирования избежать ошибок, поэтому мы не спешим, больше заботясь о качестве.
Беседу вел Виктор РУДЕНКО
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012