Вячеслав Гонгадзе
(Окончание. Начало в NN185-187)
Отдельно хочется сказать о нашей военной миссии. По составу она была немногочисленной. Советники обеспечивали работу Минобороны, Генштаба, командования бригад и батальонов. Главным военным советником в тот период был генерал-лейтенант К.Я.Курочкин, бывший заместитель командующего ВДВ СССР. Участник Великой Отечественной войны. Офицер до мозга костей, он требовал от советников быть на уровне требований обстановки. На практике это не всегда удавалось. Советнический аппарат был высококвалифицированным, и не его вина была в очень короткой подготовке перед командировкой, что приводило к поверхностному знанию реалий о специфике ангольской войны.
Советская военная наука 50-80-х годов была нацелена на ведение крупномасштабных военных конфликтов или войн, что было абсолютно справедливо для армии супердержавы. Этому учили в училищах и академиях, на этом рос офицерский состав. Специфика же войны в Анголе иная – ограниченное использование тяжелой техники, боевые действия относительно небольшими подразделениями, вплоть до батальона, но с высокой степенью подвижности и глубокой разведкой.
Как правило, унитовские разведгруппы, снабженные радиосвязью, шли впереди основных сил на расстоянии 30-50 км. В этой связи вспоминается эмоциональный разговор начальника Генштаба ангольской армии Ндалу (учился в СССР) с Курочкиным.
Анголец сетовал на то, что подготовленный план операции против унитовцев безупречен как план, но не учитывает особенности тактики противника, и у него большие сомнения в успехе операции, хотя задействуются крупные силы с тяжелой техникой. Менять подходы приходилось быстро и плюс в увязке с кубинскими друзьями, принимавшими непосредственное участие в боевых операциях. Они несли потери и немалые. И их, конечно, спрашивала Гавана о результатах и успехах.
По-разному оценивался противник, его возможности и число контролируемых территорий. Едины были в одном - Анголе нужно помогать и усиливать наше влияние. А вот как и каким образом - здесь начиналась чересполосица.
В конечном итоге, и Минобороны, и КГБ, и кубинцы сошлись в одном - срочно создавать десантно-штурмовые подразделения, в том числе и на базе МГБ Анголы и погранвойск. Основа подготовки - контрпартизанская борьба. Усилить качество подготовки ангольских сухопутных частей, которое было крайне слабое.
Со всей очевидностью это показали бои за небольшой, но стратегически крайне важный городок Кангамба. Положение тогда спас кубинский спецназ, присланный Фиделем Кастро, который всегда берег и использовал его в самых крайних обстоятельствах. Они-то и преподали наглядный урок и положили конец спорам.
В советскую военную миссию стали прибывать офицеры ВДВ СССР. В целом наши офицеры проявляли мужество, организованность, выдержку и умение. Очень часто не их была вина, что ситуация складывалась просто необычной. Многие были заслуженно награждены за прямое участие в боевых действиях. А один капитан (к сожалению, не осталось его фамилии), получив ранение, орден Боевого Красного Знамени, отбыв положенный срок командировки, настойчиво просился остаться. Просили за него и ангольцы.
Участие наших советских офицеров (переменного состава не было) крайне скупо освещено в печати, но их ратный труд таков же, как и их коллег в Афганистане, Эфиопии, Мозамбике и др. местах. Жизнь, долг и подвиг от географической точки не зависит.
Время двух командировок пролетело в интенсивной и интересной работе. Очень много было нового, непривычного для человека, специализировавшегося на Европе. Но африканские вопросы всегда были связаны с европейскими и, естественно, дополняли и расширяли мировоззрение. Трудности, сложности обстановки, а порой и прямая опасность, неустроенность быта, климатические сложности - это со временем уходит на второй, а то и на третий план. Остается наиболее яркое, значимое и положительное.
С того времени прошло 30 лет. Срок немалый. К сожалению, государство Российское практически ушло из этого перспективного региона Африки. Однако труд советских специалистов и гражданских, и военных, и спецслужб не прошел даром. Ангольское общество впитало многое положительное от камарадос (товарищей), которое оказывает влияние и сейчас, сегодня, и будет оказывать в будущем.
Уверен, что если у нас в стране сохранится и возобладает по-настоящему настрой на преумножение мощи России, она вернется - на ином витке, конечно, - в Анголу и другие африканские страны.
Источник: газета «Коммуна» N188 (26016), 20.12.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012