В уютном доме Алексея Мухина в Среднем Икорце живет история нескольких поколений его семьи. В «красном» углу – фотографии дорогих ему людей, от дедушки до правнуков. На стене противоположной - школьные похвальные листы, трудовые грамоты, медали с тиснениями серпа и молота на них. Всегда бережно относясь к прошлому, он так же увлеченно строил и продолжает строить будущее - свое и своих земляков.
Алексей Мухин и сейчас в будущее смотрит с оптимизмом. Фото Николая Кардашова
Мухин не перестает удивлять: каждому ли под силу на девятом десятке лет возводить по бревнышку сельский дом?! А он, Мухин, строит. Кто из не знающих при этом догадается, что еще в 30 лет в автомобильной аварии Алексей Никифорович получил жесточайшую травму позвоночника и ног. Но после длительного скитания по больницам не прирос к койке. Хотя боль сделалась постоянным его спутником, но даже палочку стал брать лишь в последние годы.
И все без малого сорок трудовых лет он работал среди людей и для людей, превращая окружающее в постоянную стройку. После окончания Бобровского педагогического училища начинает свой путь в педагогику с… валки леса для нового сруба Коломыцевской школы, которой его назначили руководить.
Алексей Никифорович не только учительствовал. Много лет и председательствовал в сельсовете самого крупного в Лискинском районе села Средний Икорец. Первым в районе, да, почитай, и во всей Воронежской области, завел моду отмечать День села большими торжествами, всенародно. Да так, чтобы помнили дети-внуки свои корни.
Металлический древнерусский щит на стеле-воротах Среднего Икорца напоминает нынешним мальчишкам и девчонкам, "откуда есть пошел" их род. А в день 400-летия их села из стальной капсулы, замурованной под щитом век назад, новые ребятишки прочтут послание к ним. Но уже сейчас в дедушкиных и бабушкиных шкатулках, а то и в "красных" углах под образами кое-кто из них находит, например, свидетельства почетных граждан села. Такое звание первым придумал и учредил для пятнадцати земляков председатель сельсовета Мухин.
Среди них - фронтовик-писатель Иван Сидельников, крестьянская дочка - ведущая артистка Воронежского русского народного хора Татьяна Дорохова, вышедший из крестьянского рода профессор, доктор экономических наук Анатолий Барбашин, колхозница Татьяна Жердева, ветеран войны и труда Иван Зубарев, сельский врач Мария Колычева, строитель Петр Коробков, тракторист Алексей Коровяков, инженер Николай Лупарев, хлебопек Евдокия Плотникова, свиновод Петр Тимошинов.
Перехватив мой взгляд, остановившийся на аккуратных стопках "Правды" и "Коммуны", хозяин поясняет: "Как начал выписывать эти газеты еще в комсомольской юности, так шестой десяток лет и не разлучаюсь с их праведным словом. В других газетах - огульное очернение нашего поколения. А тут - словно отдушина в глухой и бездонной бочке лжи".
Чуть позже узнаю: в дом к председателю сельской ветеранской организации Мухину народ тянется, особенно зимними вечерами, как во времена ликбеза в избу-читальню. Изучают прессу, обсуждают, вместе негодуют, лечат раны воспоминаниями и разносят новости из любимых ими газет по всему селу.
Есть в биографии Мухина и, как называют его местные жители, островок развитого социализма площадью в 12 гектаров. Детский спортивно-оздоровительный лагерь "Золотой Колос" в живописном лесу под Икорцем прежде чем стать таковым, представлял собой старые армейские казармы.
В начале 60-х, еще директором школы, Алексей Никифорович на общественных началах возглавил снос тех казарм, чтобы на их месте обустроить страну детства. Пару лет жил в палатке, мыкаясь между школой и лагерем. Когда стройка была в разгаре, у главного ее прораба случился инфаркт - не выдержало сердце такого напряжения. Хотя через два месяца, выйдя из больницы, неугомонный Мухин снова попытался завершить начатое, но, видно, тогда полноценной достройке лагеря не суждено было случиться.
Вернуться к нему помогла просьба главы района Виктора Шевцова, тоже переживавшего за организацию детского отдыха.
- Посмотрел Виктор Владимирович наш лагерь, - вспоминает Алексей Никифорович, - в соседний сходил, в железнодорожную "Ракету". Вернулся расстроенный. "Там, - говорит, - дети живут, как в Америке, а у нас - будто в Конго". Да что сказать: все растащено, запущено. Обидно мне стало, вот и вернулся сюда дело поправлять. А почему островком развитого социализма прозвали? Да мы детям в рацион включали сардельки, колбасу, печенье, бананы, конфеты шоколадные, мороженое. К нам же многие детишки приезжали из домов-интернатов для детей-сирот да из малообеспеченных семей. Вот и получается, что после тех условий они словно в настоящий социализм к нам попадали.
Возвращались из Среднего Икорца по шуршащему под колесами асфальту, легшему по некогда сыпучим песчаным барханам. "Местные жители этот асфальт "дорогой Мухина" зовут", - неожиданно напомнил нам наш водитель. - Он эту дорогу в бытность председателем сельсовета пробивал и строил".
Николай Кардашов
Лискинский район, Воронежская область
Источник: газета "Коммуна" N184 (26012), 13.12.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012