 |
08.12.12
Имя в искусстве. Все начиналось с трехрядки
Уже в девять лет будущий Народный артист России, художественный руководитель Воронежского академического русского народного хора имени К.И.Массалитинова, композитор, дирижер и педагог Вячеслав Помельников работал концертмейстером
Народный артист России, профессор Вячеслав Помельников. Фото Михаила Квасова
- Кажется, с трех лет держал я в руках гармошку, а в шесть уже вполне прилично играл на ней. Лучше, чем взрослые, - вспоминает Вячеслав Николаевич. Гармошку, а точнее, полубаян-трехрядку его отец для себя купил и другим играть на нем запрещал. Он работал на шахте в Губкине, а жила семья в Старом Осколе. Когда отца не было дома, мальчик шел к матери, чтобы та позволила ему поиграть. Но однажды глава семейства все-таки услышал игру сына – и немедленно отменил свой запрет. В середине 50-х в Старом Осколе открылась музыкальная школа. Об этом по радио сообщили, а родители были в тот час на огороде, и Слава три километра бежал, чтобы сообщить им взволновавшую его новость. Вскоре оказалось, правда, что набор в школу уже произвели. Но родители все равно решили показать сына преподавателям. - Я им сыграл, комиссия заулыбалась: как же его не взять? И взяли меня сверх штата, пятьдесят первым учеником. Первым его учителем стал Иван Афанасьевич Веденев. Благодаря ему Слава познал секреты нотной грамоты. До этого помогал абсолютный музыкальный слух: любую мелодию юный баянист схватывал на лету, мог любую ноту угадать. В это трудно поверить, но в 9-10 лет он уже работал в Доме пионеров баянистом-концертмейстером. Делал первые постановки, сочинял музыку. Рассказывает, смеясь, как постепенно взрослых конкурентов оттеснил, им руководство сказало: «Пусть Помельников работает! Он приходит вовремя, играет лучше вас и не пьет». В Доме пионеров Вячеслав трудился до двенадцати лет, а затем перешел в районный Дом культуры, где аккомпанировал хору. Конечно, обретенные в детстве навыки работы с музыкантами пригодятся будущему педагогу и руководителю Воронежского русского народного хора, но куда более важные уроки он получил еще раньше. - Мне было лет шесть, а может, и меньше, когда мою игру впервые услышали Мария Николаевна Мордасова и Иван Михайлович Руденко. Всякий раз, когда их творческая бригада Воронежского русского народного хора приезжала с концертами в Старый Оскол, родители приводили меня к ним. Руденко давал свой баян, я садился и играл. Мария Николаевна как-то подошла и сказала: "Прямо как взрослый баянист играет!" А у меня тогда даже ноги до пола не доставали! Руденко показывал мне всякие интересные переборы, я их на слух играл, потом применял в работе… Музыка стала для него делом жизни - это все вокруг понимали. Другого пути быть не могло. Когда после восьмого класса предстояло выбрать дальнейший путь, особых раздумий не было: надо поступать в Воронежское музыкальное училище. - Документы сдали, нам сказали ждать вызова. Возвращаемся домой, ждем. Нет вызова! А уже экзамены должны начаться. Мама случайно встретила моего педагога по баяну, решила посоветоваться, он ей сказал: "Поезжайте быстрее в Воронеж!" Отправились в путь ночью, прибыли в город утром, не спали. Пришли в училище, спрашиваем у директора Владимира Букреева: что делать теперь? Тот вызвал заведующего кафедрой Василия Завьялова. Сыграл я для него - и вижу: он улыбается. Значит, все хорошо, - в описании Помельникова финал этого эпизода очень похож на его первый визит в Старооскольскую музыкальную школу. Так юный музыкант поступил на отделение русских народных инструментов по классу баяна. В годы учебы Помельников постоянно следил за жизнью воронежского хора, который впоследствии возглавит. Одно из самых теплых воспоминаний связано с концертом, посвященным юбилею основателя этого коллектива Константина Ираклиевича Массалитинова. Тогда для усиления звучания оркестра в состав добавили нескольких молодых музыкантов из училища, в их числе оказался и он. Рядом играл Иван Руденко. Он и Мария Мордасова продолжали оставаться для Вячеслава Помельникова добрыми наставниками на протяжении многих лет. Во время нашей беседы Вячеслав Николаевич вспоминал и о том, как они написали характеристику, когда ему собирались присудить звание народного артиста России. - Когда я стал худруком хора, они сказали: "Ну, это закономерно!.." Впрочем, это случится годы спустя, а пока еще предстояло продолжить учебу. Помельников поступил в Кишиневскую консерваторию. "У моей матери была двоюродная сестра, она была замужем за военным, который служил в Кишиневе. - Детей у них не было, и они охотно приютили меня", - вспоминает Вячеслав Николаевич. Консерваторию он закончил с отличием, да и вообще профессиональный опыт приобрел в Молдавии немалый. Поиграл в нескольких коллективах, среди которых самый известный - танцевальный ансамбль "Жок". Молдавскую музыку Помельников очень полюбил. Он еще вернется в эту гостеприимную республику после того, как отслужит в армии и закончит аспирантуру в Московском институте имени Гнесиных. Но судьба все равно призовет его в Воронеж. Тогда в нашем городе открылся институт искусств, и Вячеслава Николаевича пригласили старшим преподавателем на кафедру народных инструментов. Этапной стал в судьбе Помельникова 1979 год, когда в институт искусств пришел главный хормейстер коллектива Владимир Копаев и передал приглашение от дирекции занять должность музыкального руководителя. В 1983-м Помельников и худруком стал. - Когда я пришел сюда, коллектив находился в хорошей форме. Здесь работал народный артист РФ Михаил Чернышев, главный балетмейстер, которому удалось сохранить традиции хора. До этого - Андрей Мистюков, его работы остались в репертуаре, мы еще долго с ними ездили по стране. Вскоре я сделал с хором новую программу. Хотя и золотой фонд берегли, конечно. Бывает, спрашиваю у коллег-руководителей творческих коллективов: "А сколько у вас финалов для концерта?" Как правило, один песенный и один танцевальный - за все время существования! А у нас одних только финалов пять! Что изменил в первую очередь? До моего прихода в коллектив на концертах выходили артисты на сцену, мужская группа по хлопку становилась на стулья, и начиналась песня. Я убрал эти стулья, стал выстраивать драматургию на сцене... Участники теперь свободнее ходили по сцене, приплясывали. Артисты поверили мне, они увидели, что так лучше. И здесь нельзя не отметить работу хореографа, Заслуженного деятеля искусств России Юрия Копытина. Многие его номера того периода до сих пор не устарели и не сошли со сцены. Именно при Вячеславе Помельникове коллектив обрел статус академического. Сейчас в хоре работают около девяноста человек. Большинство из них учились в Воронеже. Помельников находится в постоянном поиске молодых талантов для своего коллектива. Его часто приглашают в жюри всевозможных творческих конкурсов, и Вячеслав Николаевич внимательно наблюдает за выступающими: подлинного самородка он, конечно, не пропустит. Только женскую группу за последние два года обновили процентов на восемьдесят. На выступлениях прославленного коллектива залы неизменно полны и в Воронеже, и в других городах. Поклонники знают: Помельников, трепетно относясь к семидесятилетним традициям хора, понимает: на достигнутом останавливаться нельзя. Пару лет назад в репертуар хора были включен целый цикл казачьих песен, и они нашли отклик в душах слушателей, живущих в начале двадцать первого века. Все ближе годовщина его рождения: первые концерты созданный Константином Массалитиновым коллектив дал весной военного сорок третьего в освобожденных от гитлеровских оккупантов районах Воронежской области. 10 декабря Вячеслав Помельников отметит свое 65-летие. А через пять дней руководимый им хор выступит в театре оперы и балета. Уже известна и дата юбилейного концерта - он состоится 20 апреля.
Виталий Черников
Источник: газета "Коммуна" N182 (26010), 08.12.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|