Страшные следы войны под Каменкой и Острогожском громким эхом стучатся в наши сердца
. 10 лет назад, в 2002 году, журналист и писатель из Россоши Петр Чалый рассказал в «Коммуне» об ужасающей, но мало известной странице войны. Он поведал о строительстве фашистами железнодорожной ветки Острогожск– Евдаково, на которой пали тысячи военнопленных и мирных жителей воронежского Придонья. "Памятник бы, памятник нужен трагически павшим и без имени захороненным на этой дороге", - так заканчивал драматическую повесть мой товарищ и коллега.
И вот, через 10 лет, звонок из Каменки от главы городского поселения Анатолия Каталкина и руководителя общественно-патриотического объединения "Дети войны" Анатолия Смолиговца заставил меня отправиться в путь, чтобы собрать, увидеть, заснять, услышать и записать новые свидетельства той изуверской стройки.
Июль сорок второго года. По пыльным воронежским дорогам и проселкам из захлопнутого немецкими танковыми клиньями "котла" под Харьковом унылыми колоннами тянулись к Дону наши отступающие части. В основе своей - новобранцы, брошенные раскупоривать тот "котел" на Украине. Волочились они к спасительному рубежу-Дону. Днем и ночью. Через Острогожск и Коротояк. Через Каменку и разъезд Пухово. За Дон, к Лискам.
А на плечах у растерзанной армии висели впившиеся в нее гогочущие моторизованные орды фашистских головорезов, пьяных от шнапса и летних побед. Весело им было. От вида примитивной красноармейской обувки - обмоток, от стоптанных ботинок солдатика-первогодка, упавшего простреленной стриженной головой направлением на восток, за Дон. Ржали солдаты в мышиной форме при виде "русской деревянной машины" прялки, которую крестьянка в острогожском селе Петренково, спрятавшись от треска мотоциклеток за стену хаты-мазанки, не успела убрать с дощатого покосившегося крыльца. Через месяц эта русская женщина упадет под плетями полицаев на "железке"-убийце, а "деревянная машина" уедет в Берлин экзотическим трофеем захватчиков.
Гогот стоял и над коротоякской переправой, где на узком, в щепки разбитом, мосту плачут кони, сбившиеся в табун. Немецкая танкетка, разогнавшись с кручи правого берега, своей крупповской броней сбрасывала калечную живность в окровавленный Дон, освобождая дорогу к Давыдовке и Лискам. Щелкали фотоаппараты с цейсовской оптикой. Завтра немецкая и мадьярская полевые почты понесут простреленные обмотки "юного русского варвара" и деревянную прялку, и предсмертное ржание лошадей по домам вдоль Дуная, Эльбы и Шпрее. Чтобы тамошние Эльзы да Матильды тоже поулыбались над тем, с кем и как воюют их "парни" под Воронежем.
Дон. Узел дорог, станция Лиски - тогда еще городок с гордым именем Свобода. На полгода стала русская река непреодолимым фронтом перед Сталинградом, Куйбышевом и Саратовом с их крупнейшими нефтеперерабатывающими заводами. И расстрелянные, но не сдающиеся Лиски, превратились в железнодорожную крепость на донском фронте. И не обойти ее, не объехать.
Из записок начальника Генерального штаба сухопутных войск Германии Франца Гальдера читаем: "Основные силы подвижных соединений 6-й армии… (той, что закопала себя потом в землю Сталинграда. - .К.) следовало сосредоточить в направлении Свободы. ...в районе Свободы и Коротояка противник снова активизировался".
А как сосредоточишь армию, рвущуюся к Сталинграду, если непокоренные Лиски не пускали ее на железную дорогу Харьков - Лиски - Ростов? И придумала мысль стратегов-штабистов вермахта план: обойти свободолюбивую Свободу (то есть Лиски), построив 32-километровую обходную железнодорожную ветку Острогожск - Евдаково. Проектирование ее спешно поручили лучшим инженерам Германии и Австрии. На карту с грифом строжайшей секретности нанесли трассу "берлинской дороги" Берлин-Ростов, как ее именовали сами оккупанты. "Берлинкой" для краткости звали ее и в народе. Десятилетия спустя, карту эту найдет в столичных архивах Германии внук одной из крестьянок - подневольной строительницы той дороги.
Рабочая сила? Так вот же она - рабы-военнопленные, окруженные под Харьковом, из десятков концлагерей по всей Воронежской области. К ним - под плети охранников, предателей-полицаев, да приклады винтовок мадьяр-жандармов - в этот изможденный концлагерный муравейник было согнано местное население из острогожских, каменских да лискинских сел и хуторов: старики, женщины, подростки. Красивых девушек - сначала на утеху арийцам в прифронтовом санатории в Острогожске. Затем, истерзанных, - на насыпь "берлинки".
Среди пленных старожилы отмечали много летчиков и женщин в форме РККА.
Вглядись, читатель, в это обвинительное фото строителей "дороги на костях". Эту скорбную фотографию отыскали в архивах Венгрии воронежские ученые-историки Сергей и Михаил Филоненко, не устающие рассказывать людям правду о войне на Среднем Дону. Есть она и в их книге "Психологическая война на Дону".
Строительство дороги началось в августе 42-го и велось такими темпами, что нынешним строителям с их мощной техникой и в жутком сне не снились. Тридцать два километра от острогожского села Гнилое до Евдаково были проложены по балкам, оврагам, меловым буграм и болотистым солончакам всего за три месяца. Из дармовой рабочей силы выжималось все.
Рабочий день - 18 часов. Питание - консервная банка с баландой из дохлой конины. "Механизация" - кирки, лопаты, тачки, носилки, ведра-бадьи. Голодные, да под плетями, люди возвели на трассе кровожадной "берлинки" 40 (!) железнодорожных мостов, многочисленные ирригационные сооружения, подземные каналы с трубами для заправки паровозов водой, разъезды для встречных поездов. В Каменке заложили фундамент паровозного депо, пробурив глубокие дренажные шурфы для отвода воды.
Форсировать строительство помогали немецкая педантичность, прагматизм и жестокость.
Из обзора Управления НКВД по Воронежской области, направленного начальнику 4-го Управления НКВД СССР майору госбезопасности тов. Судоплатову, г.Москва, N17101 от 21 октября 1942 года :
"...От ст.Евдаково до ст.Острогожск немцы в спешном порядке строят железную дорогу, привлекая для этого местное население. От ст.Евдаково в направлении Лисок немцы снимают вторые железнодорожные пути, используя их для ветки Евдаково-Острогожск... В ряде пунктов оккупированных районов области немцами организованы лагеря военнопленных. Пленные красноармейцы и попавшие туда лица из гражданского населения содержатся в ужасных условиях..."
Николай Кардашов
(Продолжение следует)
Источник: газета "Коммуна" N180 (26008), 06.12.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012