К 75-летию со дня рождения Геннадия Шпаликова
В начале ноября в Московском Центральном Доме литераторов прошел вечер памяти сценариста и поэта Геннадия Шпаликова. Для воронежцев имя это дорого еще и потому, что родословная известного кинематографиста связана с нашим краем.
Мама поэта, Людмила Никифоровна Переверткина, родилась на воронежской земле, в Таловой в 1918 году. Там же в Гражданскую белогвардейцами были убиты дед и родная тетя. Белый террор был ничуть не лучше красного… После гибели отца на фронте, уже войны Отечественной, Геннадий Шпаликов оказался в суворовском училище, по окончании которого должен был стать профессиональным военным. Биография его, однако, сложилась иначе. Судьба привела во ВГИК и сделала известным всей стране...
Геннадий Шпаликов и его мама, Людмила Никифоровна
Вспоминая о своем детстве и юности, Геннадий не раз будет говорить о родителях: о том, как отец строил Сегежский бумажный комбинат в Карелии, как потом служил в Военно-инженерной академии имени Куйбышева, об эвакуации в город Фрунзе и возвращении семьи в Москву в 1943 году...
Подполковник Федор Шпаликов погибнет 29 января 1945 года в Польше. Сын, выбравший вслед за отцом военную стезю, получив травму на учениях, будет уволен из армии в 1956-м. Тогда же начнется его творческий путь в искусстве, яркий, незабываемый, но, к сожалению, короткий.
По сценариям вгиковского студента Геннадия Шпаликова запустят пять (!) фильмов. «Трамвай в другие города» (режиссер Ю.Файт), и "Звезда на пряжке" (режиссер В.Туров) очень скоро выйдут на экраны, обнаружив несомненный талант молодого сценариста. Потом будет грандиозный успех картины "Мне двадцать лет", снятой Марленом Хуциевым. Она получит специальный приз кинофестиваля в Венеции – "Серебряного Льва".
Выход фильма к зрителю окажется непростым. Сценарий в ходе съемок придется дорабатывать, а некоторые эпизоды заставят переснимать. Но даже на фоне целого ряда блистательных советских картин периода 60-70-х годов успех Шпаликова и Хуциева выделится особо.
Талантливейшие работы Шпаликова выберут для своих постановок такие режиссеры, как Георгий Данелия ("Я шагаю по Москве"), Лариса Шепитько ("Ты и я"), Сергей Урусевский ("Пой песню, поэт"), Виктор Туров ("Я родом из детства"). Все эти ленты станут шедеврами нашего кино.
Доброжелательность, честность и открытость сделают Шпаликова душой любой компании, другом многих кинематографистов-современников. Крепкие товарищеские отношения свяжут Геннадия Шпаликова и Виктора Турова. Много общего окажется в их военном прошлом. После гибели отца Шпаликов, навещая в Таловой мать (на каникулах в суворовском училище), увидит, во что превратили немцы Воронеж. Руины города и запредельные человеческие страдания запомнятся ему надолго. Виктору Турову было пять лет, когда родную Могилевщину захватили фашисты.
Отец ушел в партизаны, но в одном из боев его схватили гитлеровцы и расстреляли. Виктора с матерью и сестрой отправили в немецкий концлагерь. Чудом выжив там, они вернулись на родину, где все было разрушено и сожжено, только в 1945-м.
Почти все фильмы Виктора Турова будут о войне. "Я родом из детства", который они сделают со Шпаликовым, станет наиболее пронзительным и щемящим.
"О ребятах, которые пережили войну, - вспоминал режиссер Туров, - очень хотелось рассказать незатейливо. Они ведь не герои, они не воевали, но война прошла через их души, обожгла сердца, опалила их детство; они слишком рано хлебнули всю ее горечь, познали ее бесчеловечность, жестокость".
Надо признать, что поколению кинематографистов 1960-1980-х годов в определенном смысле здорово повезло, ибо государство выделяло на кинематограф колоссальные средства. Развитие получили не только игровое кино, но и документальное, научно-популярное, мультипликационное.
Десятки имен советских режиссеров оказались востребованы страной, едва оправившейся после ужасной войны, многие фильмы их удостаивались престижнейших призов всевозможных международных фестивалей. Во ВГИК, ставший лучшим в мире институтом кино, приезжали учиться люди со всего света...
Геннадий Шпаликов прославился не только как удивительный сценарист, но и тонкий, проникновенный поэт. Песни на его стихи звучали в фильмах "Я шагаю по Москве", "Пока фронт в обороне", "Коллеги", "Рабочий поселок", "Ждем тебя, парень", "Гений" и других. Он работал в поэтическом кино и как режиссер, поставив в 1967 году по собственному сценарию "Долгую счастливую жизнь". Эта лиричная и трогательная картина стала образцом авторского кинематографа.
Сейчас трудно понять, почему сценарии Шпаликова "Сестра моя - жизнь", "Декабристы", "Все наши дни рождения", по которым собирались снимать фильмы Никита Михалков, Михаил Швейцер и Сергей Соловьев, не были приняты в производство, несмотря на то, что они переписывались по нескольку раз. Профессиональные неурядицы и проблемы в личной жизни, судя по всему, надломили Геннадия Шпаликова, и в 1974 году, когда ему исполнилось 37, он покончил с собой. Его неожиданный уход стал шоком для всех друзей и поклонников.
Сегодня перед ВГИКом можно увидеть памятник трем его выпускникам -Андрею Тарковскому, Василию Шукшину, Геннадию Шпаликову. Выдающиеся мастера были друзьями. Вклад их в кинематограф огромен и уникален. Творчество этих оригинальных авторов продолжает жить и волновать зрителей. Так случилось, что они рано ушли из жизни, не успев осуществить все свои планы, но и то, что сделано, оставило неизгладимый след не только в отечественном, но и в мировом искусстве.
Владимир Межевитин
Источник: газета "Воронежская неделя" N 47 (2084), 21.11.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012