 |
20.11.12
Новое имя. "И жить, как в детстве, наугад..."
Поэзия пришла к ней нежданно, как большая любовь
Светлана ЛЯШОВА, член Союза писателей РФ Россошанский район, Воронежская область
| Светлана Редько. | Портрет поэта - в его же стихах. Все просто:
…Из глин белорусских я вырвала корни свои, Врастая не сразу, не вдруг в черноземы тугие. Здесь те же березы и так же поют соловьи, А я все скучаю по маме, по Белой России. Это стихотворение россошанка Светлана Редько написала четыре года назад, и оно успело не только появиться в журнале «Подъем», но и покорить фестивальные "поляны" Воронежской области. Так, на "Рамонском роднике" 2012 года под председательством известного всей стране барда Вадима Егорова Светлана Редько со стихотворением "Я скучаю по Белой России" стала дипломантом. А на прошлогоднем фестивале диплом и теплый отклик Александра Городницкого получило стихотворение Светланы "Женщина идет под снегом". А борисоглебский фестиваль "Во славу Бориса и Глеба" и вовсе принес ей лауреатство первой степени в номинации "Поэзия".
...Женщину зовут Светлана, Вся в снегу идет Светлана, По мосту идет Светлана. Снег идет и жизнь идет... –
подсказывает мелодию сама ритмика стиха. А все начиналось в белорусском городе Слоним, где Светлана родилась. Где военный городок - папа с мамой - и деревенский уют - дедушки с бабушкой. ("...У детства сладкий вкус "коштели"-//Зеленых яблок конопатых..."). А с девяти лет - станция Домна Читинской области с бесснежной зимой и багульниковыми сопками по весне. С двенадцати - Монголия: сначала город Улан-Батор, затем пятиэтажка, где жили семьи военнослужащих,- прямо в голой степи рядом с аэропортом. А в школу - ежедневно за 25 километров на военной забрезентованной машине. И долгое - после уроков "библиотечное ожидание" обратного рейса... Десятый класс заканчивала в Белоруссии. Затем легко поступила в Новополоцкий политехнический институт на строительный факультет. Положенные три года по распределению института трудилась на могилевском заводе "Химволокно". Участвуя в молодежных вечерах и КВН, сочиняла гимны, куплеты и частушки. В воронежскую Россошь Светлану привез муж-однокурсник. Здесь, словно экзотическое растение (определение самой Светланы), она приживалась трудно. Работа? Вместе с мужем занималась наладкой вентиляционного оборудования химзавода. Вот вам и "хрупкая женщина". Через время она напишет: Взрезаны вены рек Лезвиями мостов... Мартовский тихий снег, Яблочный хруст шагов...
• • • • •
Снова озноб и дрожь Тянущих ввысь стихов Сдавит шагренью кож Туже любых оков. И не отпустит, нет Просто дышать и жить... А на запястье след Можно браслетом скрыть. А пока стихов не было. Долго не было. Семья, дети - все требовало сил и времени. Но душа копила впечатления, исподволь напитывалась воздухом то поэтических посиделок, то встреч с бардами и художниками. Тем временем пыталась преподавать в мясомолочном техникуме спецкурс будущим механикам. Сейчас она признается, что слегка даже боялась своих брутальных студентов. С 1997 года Светлана Редько работает инженером-проектировщиком в отделе комплексного проектирования предприятия "Коттедж-Индустрия". -Проектная работа - это тоже творчество,- признается она. - Бывает, ночью просыпаешься - и думаешь: а если так попробовать рассчитать схему? Будто "поиск слова"... На этой работе, кстати, стала упражняться в сочинении "поздравлялок" сотрудникам. И так накачала "поэтическую мышцу", что однажды вдруг получился первый "уже стих", посвященный подруге: "Гляжу на тебя я, а вижу березку". Шел 2000-й год. Восторг по поводу получившегося стихотворения был необыкновенный! Захотелось его повторить. Так появились у Светланы то мягко-наивное: Фонарь надел сугроб на голову, как шляпу И скалит желтый рот, приветствуя меня. Медведица с небес протягивает лапу: Он - младший брат Луны, ты веришь? Верю я! То резко-реалистичное и грустное: Сломался мост во рту, Пальто сожрала моль, Муж пилит день и ночь, Как Кио в цирке бабу. И без просвета жизнь, Терпеть ее изволь. И быт заел совсем, А хочется быть слабой. А вот пришли достойные наблюдательности истинной художницы, замечающей мельчайшие детали происходящих в природе перемен, строки: Прозрачной кровью сок наполнил дерева, По кольцам годовым поднявшись до макушек. И старая ветла скрипит: жива, жива, И солнце на носы набрызгало веснушек... В другом стихотворении, филигранно прорисованном, В золотой паутине заплаканных веток Полуночный фонарь притворился луной. Потом дохнул сквознячок житейского разочарования: Плачь не плачь, зови не зови Грэя, Тоже мне, Ассоль с остеохондрозом... А между тем уже сказалось взвешенно, с достоинством и бесстрашием: Предавайте меня, предавайте. Я готова, я с трепетом жду. Из запасников душ доставайте Зависть, алчность, слепую вражду.
• • • • •
Презирайте меня, презирайте. Я - не в стае, чужая для вас. Словно нищей, на паперть бросайте Мелочь ядом напитанных фраз.
• • • • •
Предавайте меня, не любите. Я с любовью и кротостью жду. Все приемлю, как принял Спаситель Поцелуй в Гефсиманском саду. И вот мягким светом восходит выстраданная спокойная женская мудрость: Птицы и женщины, ваш невесомый полет Напоминает круженье в безудержном танце. Перышки крыльев касаются кончиков пальцев И... раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три... все пройдет. Но судьба готовит коварный удар! На потерю мамы Светлана не сразу, через время, которое "лечит", написала небольшое, но удивительно емкое стихотворение: Ночью за строчкой строчка Трудно стихи пишешь. Мама окликнет: "Дочка, Там мне покойно, слышишь?" Знаю, родная, верю, Верою той хранима. Это у нас - потеря, А у тебя - РадзЁма. - РадзЁма - по-белорусски "Родина", - поясняет автор, стихи которой, несущие, несомненно, добрый свет, хочется назвать трепетно-женскими, интеллигентно-женскими, романтически-женскими. А ее строка "И жить, как в детстве, наугад" - есть девиз, по которому и живет поэт Светлана Редько.
Источник: газета "Коммуна" N172 (26000), 20.11.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|