Корреспондент «Коммуны» побывала в недавно открывшемся отделении поддержки для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию
В отделении, кажется, пустынно. Лишь из дальней комнаты доносятся звуки телевизора и звонкие детские голоса. В реальности все четыре жилые комнаты полностью заняты, а в самом отделении нет свободных мест. Только его обитательницы, практически, не общаются с посетителями.
Сейчас здесь четыре женщины и семеро детей. У каждой из них была своя причина, чтобы прийти сюда. И каждая из подопечных старается лишний раз о ней не говорить. Порой даже специалистам отделения требуется время, чтобы наладить контакт с опекаемыми.
- Они словно за невидимой стеной, - отмечает директор отделения социальной помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации Галина Калашникова. – Они настолько уходят в себя, что в начале пребывания здесь даже друг с другом не разговаривали.
Идея создания отделения была озвучена на встрече губернатора Алексея Гордеева с уполномоченным по правам ребенка при Президенте РФ Павлом Астаховым во время его визита в Воронежскую область в марте 2012 года. На оформление необходимых документов и подготовку помещений на базе Воронежского областного центра социальной помощи семье и детям "Буревестник" ушло менее полугода.
Каждая из четырех женщин, попавших в центр, молода, красива, полна сил. Но вместо светлого будущего у них туманная перспектива. Возможно, этих проблем и вовсе не возникло, если бы они чувствовали поддержку со стороны близких и родных. Но последние, как показывает жизненный опыт, бывают иной раз страшнее врага.
В общей комнате я застала лишь Светлану. Она привезла в Воронеж своего сынишку на операцию, а на обратную дорогу денег не хватило. В отделении соцпомощи ей предложили пожить в центре, пока родственники не соберут нужную сумму.
Проблемы же трех остальных женщин не решить так просто. Лия, которой 30 лет, пришла в центр с тремя детьми, самому старшему из которых - 8 лет. Маму выжил из собственной квартиры ни кто иной, как родной брат. Раньше за нее мог вступиться муж, но год назад он скоропостижно умер. После года конфликтов с родственниками она собрала вещи и ушла.
- Она удивительно сильная женщина, - рассказывает Галина Владимировна. - Просто все потрясения свалились на нее как снег на голову. Сейчас с ней работает психолог, и постепенно появляются варианты выхода из ситуации. Лия мечтает о собственном домике в деревне, небольшом хозяйстве, о месте, где никто не потревожит ни ее, ни ее детей.
Под особой опекой здесь 16-летняя Женя. Девушка выросла в многодетной семье, в которой пятеро детей. Все ее детство прошло между школой-интернатом и однокомнатной квартирой, где ютится семья. А когда родители узнали, что она беременна, в доме разразился жуткий скандал. Девочка пришла в центр в летней одежде, хотя на дворе стоял октябрь. Первые несколько дней она ни с кем не разговаривала, а после обедов-ужинов тут же закрывалась в своей комнате и просто лежала на кровати.
- Дайте же ей отдохнуть, - переговаривались между собой сотрудники отделения. - Ей, наверное, впервые в жизни удалось нормально выспаться.
А потом к девушке привязались и малыши, которых здесь мал мала и меньше.
Рабочий день заведующей отделением Татьяны Березовской начинается в 8 утра и длится до позднего вечера. Ведь нужно узнать, как прошли занятия у психолога, получили ли ответ из суда и многое-многое другое. А уж сколько житейских и по-женски правильных советов она может дать! А порой и просто выслушать, как никто до этого.
Помещение отделения небольшое, но здесь постарались сделать все, чтобы женщины могли почувствовать уют. Есть оборудованная душевая, кухня, на которой по вечерам женщины пьют чай за тихой беседой, большой зал с телевизором. В планах - создание отдельной детской комнаты для малышей.
На проживание в отделение принимают женщин, в том числе и с детьми, подвергшихся домашнему насилию, внезапно потерявших свое законное жилье по не зависящим от них причинам, находящихся в тяжелой ситуации перед разводом и после него. Попасть сюда могут и самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов в возрасте до 18 лет, несовершеннолетние беременные. В центр их могут направить по ходатайству Департамента труда и социального развития Воронежской области, органов опеки и попечительства, других учреждений. Но, конечно, женщины могут прийти и самостоятельно.
Питание и проживание - за счет областного бюджета. Женщинам даже не нужно особо менять своего образа жизни: можно ходить на работу, учебу, отводить детей в школу. Отделение взаимодействует с органами внутренних дел, учреждениями здравоохранения, Роспотребнадзора, другими ведомствами, призванными работать с детьми и женщинами, нуждающимися в поддержке.
Сейчас своей очереди на проживание здесь ждут еще две жительницы Воронежской области с детьми. Всем остальным специалисты центра готовы помогать советами, чего зачастую бывает достаточно.
- Многие из нас в правовых вопросах неграмотны. Даже имея на руках решение суда, женщина порой не знает, куда идти дальше, как отстоять свои права и права детей на жилплощадь, - отмечает Татьяна Березовская.
Наверное, кому-то из сегодняшних постоялиц не хотелось бы уходить, да и, по правилам, каждая женщина может находиться в отделении не более 30 дней. Однако если за это время ее проблема не решилась, время проживания продляется.
- Мы никого не выгоним на улицу, - отметила Галина Калашникова. - Однако главная наша задача - мобилизовать внутренние силы женщины, чтобы она смогла преодолеть сложный период в своей жизни, научилась справляться с трудностями.
Татьяна Петренко
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012