 |
14.11.12
Публицистические заметки. Под знаком Платонова
Второй Международный Платоновский фестиваль, проходивший в июне, – событие знаковое. Известный воронежский музыковед Анна Шалагина предлагает не только вспомнить наиболее значительные его события, но и поразмышлять о том, насколько важен для нас этот культурный проект, и как он помогает Воронежу завоевать славу одной из культурных столиц России.
Андрея Платонова, великого писателя, стоящего в ряду тех, кто составил славу литературной России, мы, воронежцы, справедливо считаем достоянием своей истории. Он родился в Воронеже и первые наблюдения за «прекрасным и яростным миром» вел отсюда, запечатлевая их затем в творчестве. Фигура яркая и противоречивая, писатель вполне точно символизировал свою эпоху и на небосклоне искусства ХХ века, словно вырывающегося из тисков привычного и находящегося в вечном поиске своего стиля, он выделялся особой нестандартностью. Платонов - вне рамок. И нынешний творческий форум проходил в подобном ключе. Здесь не было ограничений ни в видах искусства, ни в жанрах, ни в формах презентации. И, надо заметить, второй по счету фестиваль отличался от первого еще большей широтой и событийностью. Тот размах, которого достигла эта мощная культурная акция, стал возможным благодаря прекрасной организации фестиваля, учрежденного по инициативе губернатора Воронежской области Алексея Гордеева и реализованного через четкие действия фестивальной дирекции во главе с режиссером Воронежского камерного театра Михаилом Бычковым. Важно, что этот фестиваль стал еще одним добрым знаком в той новой культурной политике, которую проводит губернатор. В числе таких знаковых акций - открытие реконструированного театра драмы имени Алексея Кольцова, второго здания филармонии, начало строительства Камерного театра, учреждение званий Заслуженного деятеля искусств и Заслуженного артиста Воронежской области. Воронеж все больше вовлекается в культурное пространство России, и фестивали в этом процессе оказываются очень действенной движущей силой. Среди наиболее ярких событий вспомним Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева, включившего в свои гастрольные маршруты Воронеж. В этом году в Международном Платоновском фестивале искусств приняли участие музыканты, художники и театральные деятели из России, Великобритании, Грузии, Китая, Украины, Швейцарии, Италии, Японии, Франции, Польши, Словении, Армении и Литвы. Такой размах по широтам и меридианам позволил Воронежу ощутить себя настоящей культурной столицей, к которой устремились в гости "все флаги". Культурный марафон длился десять дней. И даже самая простая арифметика - тринадцать иностранных стран-участников, десятки российских городов, сотни исполнителей - говорила о насыщенности фестивальных событий. Об этом красноречиво свидетельствовала и афиша, чем-то напоминавшая географическую карту. Расцвеченная в разноцветные краски, она служила верным путеводителем по многочисленным маршрутам программы. В день проходило по четыре-пять концертов, спектаклей, поэтических вечеров, творческих встреч. Зрители фестиваля увидели спектакли известных режиссеров и балетмейстеров - Владимира Злобина (Театр кукол имени А.Н. Афанасьева, Киров), Льва Додина (Малый драматический театр - Театр Европы, СанктПетербург), Андрея Билоуса (Театр на Печерске, Киев, Украина), Бориса Саламчева (Театр кукол "Арлекин", Омск), Яна Клята (Театр Польский, Вроцлав, Польша), Семена Серзина ("Этюд-театр", Санкт-Петербург), Оскараса Коршуноваса (Театр Оскараса Коршуноваса, Вильнюс, Литва), Михаила Бычкова (Камерный театр, Воронеж), Римаса Туминаса (Театр имени Евгения Вахтангова, Москва), Владимира Петрова (Воронежский академический театр драмы имени Алексея Кольцова), Резо Габридзе (Тбилисский театр марионеток, Тбилиси, Грузия), Полины Борисовой (Программа актуального искусства, Франция), Жан-Клода Галотта (Национальный хореографический центр, Гренобль, Франция). В рамках фестиваля состоялось пять художественных выставок, представивших работы современных иллюстраторов творчества Платонова, уникальные произведения живописи и графики неофициального, "другого" искусства из фондов музея Крамского, легендарные фотографии из коллекции "Air France", скульптуру Лазаря Гадаева, особенно почитаемого в Воронеже после того, как был установлен выполненный скульптором памятник Осипу Мандельштаму, живописные и графические работы известного московского художника Ирины Затуловской. Большой интерес вызвала впервые проводившаяся в Воронеже книжная ярмарка, на которой, в частности, был представлен московский Издательский дом "Классика - ХХI век". Не менее обширной и разнообразной была и музыкальная программа фестиваля. Ее своеобразие и приоритеты определялись особым интересом к музыке первой половины ХХ века - времени жизни и творчества Андрея Платонова, а также стремлением познакомить публику с малоизвестными и редко исполняемыми произведениями. Такие заново открытые и вызвавшие у публики большой интерес сочинения прозвучали, например, в концерте пианиста Бояна Горишека, программу которого составили произведения Эрика Сати, Филиппа Гласа, Арво Пярта. Ведущий пианист Словении известен в мире записью полного собрания сочинений фортепианного творчества Эрика Сати, вошедшего в число лучших записей всех времен.
Современность и классическая романтика в исполнении "CasalQuartett" .
Двойным открытием фестиваля стало выступление квартета из Швейцарии "CasalQuartett" и камерного оркестра "CHAARTS". Публика снова знакомилась с новыми именами. Квартет, один из признанных в мире (в 2010 году за альбом "Birth of the String Quartet" "CasalQuartett" получил награду "Echo Awards" — европейский аналог "Грэмми"), в Воронеже выступал впервые, и впервые - в новом составе: в коллектив влился новый музыкант - первую скрипку Дарью Заппа заменила Корин Шапель. Свое выступление квартет построил на совмещении, казалось бы, несовместимого - прорыва в современность и погружения в исконную классическую романтику. Первое отделение программы составили три пьесы Эрвина Шульхофа из "Пяти пьес для струнного квартета" и Струнный квартет N1 Дариуса Мийо, а во втором прозвучал Квинтет до-мажор для двух скрипок, альта и двух виолончелей: в гармоничном союзе со швейцарским квартетом выступил виолончелист Кирилл Кравцов. Что касается камерного оркестра "CHAARTS", то в Европе за два года существования коллектива его уже успели по достоинству оценить. В его состав входят музыканты из разных стран. Например, Корин Чапелл из Англии, Божо Параджик из Хорватии, уже упомянутый Кирилл Кравцов представляет Россию и Германию, а знаменитый российско-английский музыкант Александр Ситковецкий известен отечественной публике по участию в группах "Автограф" и "Високосное лето". "CHAARTS", для которого слияние сольной, камерной и оркестровой традиций составляет основу исполнительской концепции, поражал тем, что играл без дирижера - каждый новый проект проводится под руководством одного из музыкантов. А выступление оркестра прошло в парке замка принцессы Ольденбургской в Рамони. Эта площадка под открытым небом уже второй раз используется дирекцией Платоновского фестиваля, и вновь такой опыт полностью оправдал себя. Музыка, звучавшая на пленере, - Симфония N1 си-минор для струнного оркестра Мендельсона, "Античные танцы" Респиги, "Цыганские напевы" Сарасате и серенада для струнного оркестра Дворжака, - как нельзя лучше соответствовала обстановке и располагала к слиянию с природой. - Для классической музыки openair - на открытом воздухе - вообще самая сложная форма существования. Хотя бы потому, что нужна очень хорошая подзвучка. Но местные звукорежиссеры справились с задачей достойно, - рассказали журналистам участники "CHAARTS" Кирилл Кравцов и Андреас Флек. - Правда, бывает, что ноты разносит ветер. Зато музыку украшает птичий гомон и масса природных звуков, невольно подмешивающихся к звукам инструментов. И это воодушевляет. Все участники группы абсолютно очарованы этим местом. Оно идеально приспособлено для подобных концертов. Старая музыка как нельзя лучше подходит здешней винтажной атмосфере романтики и красоты. Кстати, перед этим концертом губернатор Алексей Гордеев встречался с государственным экспертом Министерства культуры Франции по садам и паркам Оливье Даме и директором ландшафтной компании "Харпак" Кариной Лазаревой, чтобы обсудить проект восстановления замка и реконструкции парка, превращения этой уникальной территории в один из культурных центров воронежского края. Еще одним творческим оазисом фестиваля стали выступления хора мальчиков Хорового училища имени Михаила Глинки из Санкт-Петербурга. Залог их успеха известен: это искренность и одухотворенность пения. И слушатели здесь оказались под воздействием абсолютно неземного притяжения - на концертах сначала в Благовещенском соборе, где исполнялась духовная музыка Бортнянского, Ипполитова-Иванова, Архангельского, Чеснокова, Рахманинова, Чайковского, а затем в зале филармонии, где звучал уже Стравинский. Исполнение знаменитой "Симфонии псалмов" стало, безусловно, событием в Воронеже, как и уникальное соединение в одной концертной программе двух скрипичных концертов Прокофьева. В этом ярком будоражащем своими неожиданными составляющими концерте блестящую исполнительскую триаду составили Сергей Крылов, живущий сейчас в Италии (он играл на скрипке работы его отца, знаменитого скрипичного мастера), Воронежский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Вербицкого и хор мальчиков из Санкт-Петербурга. Неожиданное ли это стечение обстоятельств, или же в том можно увидеть тенденцию наших дней, но гостями Платоновского фестиваля стали сразу несколько представителей разных культур - это музыканты из Японии, Китая и Армении. При всем разнообразии их программ все они оказались поставленными перед сложной задачей интерпретации русской музыки перед русской публикой. В первом концерте фестиваля музыканты из Японии Саяка Седзи (скрипка) и Ю Косуге (фортепиано) выступили с весьма сложной программой: Шостакович - четыре прелюдии для скрипки и фортепиано, Прокофьев - соната N1 для скрипки и фортепиано, Сибелиус - "Пять пьес для фортепиано", Равель - фортепианный цикл "Ночной Гаспар", Григ - Соната N3 для скрипки и фортепиано. И неожиданным образом исполнительницы, чья творческая биография начиналась в Японии и была продолжена в Европе, нашли нужную гармонию и особую проникновенность интонации именно в преподнесении Шостаковича и Прокофьева. Возможно, это произошло от контакта с публикой и возникшего взаимного душевного подъема, но очевидно, что эмоциональная шкала этих двух молодых японок измерялась весьма тонкими нюансами, при том им доступны были и полярные токи, драматизм и тонкий лиризм, ирония, юмор, сатира - то, что, может быть, и сближало их с природой русской музыки. Концерт, в котором Хонг Ксу исполнял вместе с Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением Игоря Вербицкого Концерт N1 для фортепиано с оркестром Шостаковича и "Malediction" Листа, включал в себя также исполнение оркестром Симфонии N2 Айвза. Молодому, но уже довольно известному пианисту из Китая, выступавшему в лучших залах Лондона и Нью-Йорка, еще предстоит проникнуться парадоксально-гротесковым миром Шостаковича. На первом же плане оказалось хорошее техническое оснащение, то, что называется база, которая стала надежным основанием для удачного исполнения китайским музыкантом Листа. Однако как ни в одном другом концерте, в этом эффект финала сработал безотказно. Вторая симфония Айвза, прозвучавшая в Воронеже впервые, монументальная, масштабная, в которой слились романтические звучности и американские мелодии. Запрограммированная уже своей премьерой в 1951 году в исполнении оркестра под управлением Леонарда Бернстайна на успех, многие годы неизменно исполнялась с триумфом. Не удивительно, что успех к этому сочинению пришел еще раз, на Платоновском фестивале, тем более что дирижер воспользовался партитурой с пометками самого Бернстайна. Исполнение симфонии Айвза можно назвать еще одним пиком фестиваля, от которого протянулись связующие нити к первой, тихой кульминации - "Симфонии псалмов". И наконец, 23-летний армянский виолончелист Нарек Ахназарян выступал вместе с ярко проявившим себя Воронежским молодежным оркестром под управлением Юрия Андросова (во втором отделении оркестр играл Стравинского). Виолончельный концерт ми-минор Элгара в его исполнении прозвучал и выразительно, и убедительно, дав музыканту развернуть весь спектр своих блестящих возможностей. Несмотря на свою молодость, он имеет не просто известность, но уже громкое имя. В 2011 году Ахназарян стал победителем и золотым медалистом на ХIV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. Удостоенный самых лестных отзывов в газетах и журналах мира, Нарек Ахназарян был с восторгом принят воронежской публикой. Свою интерпретацию русской музыки в этом концерте он представил, исполнив "Песнь менестреля" Глазунова. Вот тогда-то в нем запела его внутренняя струна, резонируя с виолончелью и неся в зал сдержанную страстность и затаенную печаль. Все без исключения события фестивальной программы оказались востребованными публикой, их смогли посетить не менее двадцати тысяч воронежцев и гостей города. И нет сомнения, что побывавшие на фестивале музыканты из разных стран поведают миру о новой культурной столице, а в следующем году, возможно, вновь порадуют воронежцев._
Анна ШАЛАГИНА, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ
Источник: газета "Воронежская неделя" N 46 (2083), 14.11.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|