Встреча для вас
|
Фото Михаила Вязового. |
Гастроли единственного во всем мире Театра кошек под руководством Народного артиста России Юрия Куклачева в Воронеже проходят чуть ли не ежегодно, и зачастую на одной и той же сценической площадке – во Дворце культуры имени 50-летия Октября.
Как и прежде, на «кошачьих» представлениях - аншлаги. А секрет популярности прост - спектакли с участием Юрия Куклачева всегда красочны и эмоциональны, номера сочетают клоунаду и цирковые трюки. Публике это очень нравится. Поэтому его спектакли всегда любимы взрослыми и детьми. Но самое главное то, что они учат доброте.
Вот и на днях в ДК имени 50-летия Октября собрался полный зал. Пришли мамы и папы, бабушки и дедушки со своими детьми и внуками, студенты и даже курсанты военного вуза. Незадолго до начала спектакля Юрий Куклачев любезно согласился ответить на несколько вопросов корреспондента "Коммуны".
- Вас знают во многих странах мира. И все же Воронеж в вашем плотном гастрольном графике занимает, как я понял, далеко не последнее место. Почему?
- Воронеж я люблю. Красивый город, с замечательными людьми и сложившимися традициями. К тому же ваш город меня со многим связывает. В далеком 1972 году я был задействован в премьерном спектакле в вашем цирке, который только-только выстроили и открыли. Работал в жанре клоунады и уже с кошками. Тоже был аншлаг, а творческой энергии нам придавала добрая зрительская атмосфера. Воронежцев, как я тогда понял, уж очень любопытство раздирало увидеть новый стационарный цирк. Мы получались вроде как первопроходцы.
- Кстати, а где вам работается легче: на манеже или на театральной сцене?
- По всякому бывает. Например, в театре вся сложность заключается в том, что мои кошки выходят на сцену с привычной для них, правой, стороны. Ассистентам так удобнее их выпускать. Отработали трюк - в корзинку, отдыхать. Да и мне проще подготовиться к следующему номеру. Не собирать же кошек по всему закулисью, если вдруг они захотят погулять по театру?
Кстати, когда я с кошками работал на манеже, то у меня особых проблем с дрессурой не возникало. Но годы проходят. Работать в цирке сегодня мне уже тяжеловато будет, нужна особая сноровка, да и кошки к манежу должны привыкнуть. Они очень пугливы. Их дрессура - дело достаточно трудоемкое и отнимает много времени. Вся сложность не в том, чтобы трюк с кошкой придумать, зная ее нрав и характер, а чтобы из нее получилась хорошая актриса. В цирке сегодня кошки тоже работают, но трюки, как мне кажется, получаются скучными. А у нас уже сам выход хвостатого артиста чего стоит! Выходят с вальяжным видом, перед исполнением трюка могут и почесаться о мою ногу или ногу ассистента. Но номер будет исполнен безукоризненно. Одним словом - артисты!
- И так же, как и пять лет тому назад, когда мы с вами беседовали, в вашей кошачьей труппе около ста двадцати кошек?
- Что вы, гораздо больше! Сегодня в "труппе" у меня свыше двухсот хвостатых артистов. Практически представлены почти все породы кошачьих.
- И все уживаются?
- Еще как уживаются! Да, мы никого насильно в театре не держим. На ночь даем им свободу передвижения. Кто хочет, бродит по театру, решает свои вопросы. Бывает, котят отдаем в добрые руки. А некоторых, наоборот, подбираем с помойки. У нас им намного лучше живется и, думаю, работается.
- А что же подвигло вас в свое время заняться дрессурой кошек, в деле тогда новом и почти неизвестном в цирке?
- А произошло все для меня неожиданно. Тогда я с кошками только начинал работать, и произошло это, как я уже сказал, в Воронеже. Однажды ко мне в гримерку заглянул клоун Народный артист России Борис Вяткин и говорит: "Что ты все ерундой занимаешься? Кошки - это не дрессура, давай я тебе мою Манюню подарю?" Манюня - это его дрессированная собачка, умевшая по команде считать до десяти. Сам же он тогда собирался уходить на пенсию. И продемонстрировал мне свой "фокус". Спрашивает у Манюни: "Сколько будет дважды два?" Та лает четыре раза. Словом, не псина, а математик какой-то. Но я не поддался такому искушению. В Воронеже впервые и стал обкатывать свои репризы с кошками. А сегодня уже работаю в своем Театре кошек в Москве. Место хорошее, труппа разместилась в бывшем кинотеатре "Призыв". Сейчас, правда, мы закрылись на капитальный ремонт. Решил я создать при театре музей кошек, проводить выставки.
- Чем привлекают зрителя ваши спектакли, так это необыкновенной добротой. Не тяжело сегодня быть добрым сказочником?
- А это теория почти всей моей жизни. У меня о доброте и книги есть. В них описываю различные жизненные ситуации, которые развивали бы у малышей положительные человеческие качества. Благотворительные спектакли организуем. Целую научную лабораторию доброты открыл. По этому методу и своих детей воспитал. Они сами пробивали себе дорогу в жизнь. Старший сын, Дмитрий, сейчас второй труппой в театре кошек командует, в прошлом - выпускник циркового училища, в Англии стажировался. Младший, Володя, артист балета в Большом театре, дочь Катя - известная художница.
Вообще, это тема отдельного серьезного разговора. Вы посмотрите, что сегодня в стране происходит. Дети никому не нужны. Как они могут стать добрыми? Отсюда и подростковая преступность, и детская беспризорность, и неуважение к старшим. Во время своих гастролей в Париже я как-то местным журналистам сказал об этом. Так мне позвонили из Министерства образования Франции с предложением провести такой показательный урок. И я его провел во Дворце спорта. Собралось несколько тысяч детей. Через переводчика общался с ними, рассказывал о животных, о своих хвостатых артистах, а кошки демонстрировали трюки. А теперь провожу такие "уроки доброты "в России. И каждый раз - новая тема. Например, как слушать тишину, быть вежливым, преодолевать обиды. Все они подчинены строгой системе, тщательно проработаны и описаны в моих книгах.
Беседу вел Сергей Кройчик
Источник: газета "Коммуна" N165 (25993), 07.11.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012