 |
06.11.12
"Детский" закон написан для родителей
Общество | Более 80 процентов населения страны поддерживают закон о защите детей от негативной информации
С начала работы Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступившего в силу 1 сентября 2012 года, грубых нарушений выявлено не было. Об этом на онлайн-конференции с журналистами ряда регионов страны заявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров. Также он отметил, что закон направлен прежде всего на родителей, а также на людей, которые по роду своей профессиональной деятельности постоянно работают с детьми для ориентировки в мире информации. - Мы направили более четырех с половиной тысяч писем как в ответ на запросы СМИ, так и по собственной инициативе, в которых разъяснили основные положения закона, - начал разговор с журналистами Александр Жаров. - Провели более трех с половиной тысяч онлайн-консультаций как для территориальных органов, так для СМИ. Грубых, злонамеренных нарушений закона не выявлено. Были единичные случаи обращения родителей. В основном они касались передачи "Дом -2", или трансляции реалити-шоу "Каникулы в Мексике". В целом мы довольны тем, как СМИ применяют положения закона на практике. Меньше всего нарушений было на телевидении и радио. Еще раз напомню: если издание зарегистрировано как общественно-политическое, оно не должно маркироваться. Если в нем появляются рубрики, например – о взаимоотношении полов, то рядом с названием рубрики должен стоять знак, выделяющийся по цвету и шрифту. В том случае, если издание не является таковым, и материалы в основной своей массе не попадают под ограничение закона, то маркировка ставится в выходных данных. Те статьи, которые попадают по действие закона, должны маркироваться отдельно знаками "16+", "18+". СМИ с информацией для взрослых должны разместить знак на первом листе или на упаковке издания. Критерии отнесения издания к общественно-политическому будут выработаны до конца года. В законодательстве такого определения нет. Пока мы судим по содержанию, не вмешиваясь в редакционную политику. Отвечая на вопросы журналистов, Александр Жаров рассказал, что маркировать продукцию должен правообладатель, так как редакция несет ответственность за содержание. То же самое относится к операторам связи: заключая договор с вещателем, он полностью отвечает за то, что распространяет. Новостные ленты, как и любая другая онлайн-информация, не маркируется. Если для иллюстрации сообщения используется видеосюжет, записанный ранее и по содержанию подпадающий под закон, то на нем должен стоять знак. Можно показывать изъятие наркотических средств, разумеется - в негативном аспекте. Знак также размещается и на анонсах кинофильмов в телепрограммах. Ссылки, "всплывающие" на сайте издания, зарегистрированного как СМИ, маркирует правообладатель или владелец сайта в зависимости от договора. Кстати, цифры в знаках могут быть и "2+", и "5+", и "8+". Главное, чтобы соблюдались ограничения, оговоренные в законе, и маркировка не занижала допустимый возраст. Нецензурная брань по-прежнему запрещена. Особо руководитель Роскомнадзора остановился на советских мультфильмах, вокруг которых с начала действия закона разгорелись нешуточные страсти. По словам журналистов из Красноярска, в некоторых магазинах города продают мультики "Приключения Мюнхгаузена и "Серая шейка" с маркировкой "18+". То есть, их категорически запрещено показывать детворе до 18 лет. - Информация, размещенная на дисках, входит в компетенцию Министерства культуры, - подчеркнул Александр Жаров. - Еще до начала работы закона было принято решение, что мультики, являющиеся художественной ценностью, на которых воспитано не одно поколение советских и российских детей, не требуют маркировки. Скорей всего, это маркетинговый ход. С ноября эксперты начнут работать с Интернет-сайтами по трем направлениям. Они будут проверять информацию, которая относится к детской порнографии, суициду и наркомании, причем не только в зоне "ru", но и во всех других интернациональных зонах. Это несколько тысяч сайтов в месяц. Мы считаем, что все эти направления относятся к абсолютному злу. Поэтому есть смысл поставить заслон на входе в зону "ru", а не гоняться за каждым отдельным сайтом. В этом плане закон написан достаточно жестко. После того как сайт попадет в черные списки, в течение суток хостинг-провайдер (компания, занимающаяся предоставлением услуг размещения оборудования, данных и web-сайтов на своих технических площадках) должен заблокировать доступ к этой странице. Если за сутки информация не удалена или не заблокирована, в течение трех суток оператор связи должен прекратить доступ к ней. Выключать кнопки Роскомнадзор не будет. По мнению экспертного совета, закон, который уже окрестили "детским", является первым шагом на пути защиты детей от вредоносной информации. Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев на заседании экспертного совета по массовым коммуникациям при Роскомнадзоре предложил выработать хартию журналисткой этики, которая потом могла бы заменить этот закон. - Мы продолжим общаться с журналистами в таком формате и дальше, - подвел итог разговора, Александр Жаров. - Обратная связь помогла выявить слабые, не до конца проработанные стороны закона. Но менять его не было смысла. Если между СМИ и надзорными органами выработан единый критерий подхода к вопросам, которые нечетко прописаны, вполне достаточно консультаций и договоренностей для того, чтобы закон работал.
Тамара Гашимова
По данным опроса, проведенного ВЦИОМ, Закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", поддержали 80 процентов опрошенных россиян. Маркировку на телепрограммах, в теле и радиоэфире заметили 82 процента. 70 процентов респондентов не увидели очевидного снижения агрессии или другой вредной для здоровья и развития детей информации. Шестьдесят семь процентов не заметили перемещения недетских программ на более позднее время. Восемьдесят пять процентов жителей страны считают, что не возникло новых препятствий для доступа детей к взрослым печатным изданиям
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|