Событие | Крупнейшему специалисту по творчеству Льва Николаевича Толстого, профессору Виталию Ремизову присуждено звание «Почетный доктор наук Воронежского государственного университета»
Виталий Ремизов получил диплом из рук ректора ВГУ Дмитрия Ендовицкого. Впервые за всю историю существования вуза этого звания удостоился его выпускник. К тому же профессор тринадцать лет преподавал на филологическом факультете, работал на кафедре русской литературы ВГУ. Виталий Ремизов является Заслуженным учителем России, директором Государственного музея Л. Н. Толстого и основателем современной толстовской школы. Он посвятил исследованию жизни и творчества великого русского писателя сорок пять лет.
Виталий Ремизов и Дмитрий Ендовицкий. Фото Михаила Вязового
В одной из аудиторий филологического факультета ВГУ состоялась встреча профессора со студентами и преподавателями вуза. В прошлый раз знаменитый выпускник приезжал в родной университет два года назад. Та поездка была приурочена к 100-летию со дня смерти Льва Николаевича. Тогда Виталий Борисович отметил, что обеспокоен тем, как прошел день памяти писателя в России. Если на Западе о нем гремели все телеканалы, то у нас об этом событии просто умолчали.
Профессор связывает подобное с общим состоянием нынешнего общества, которое перестало интересоваться не только классической литературой, но и в более широком смысле - культурой и духовными ценностями. Даже в среде некоторых литературных критиков бытует мнение, что Толстой далек от сегодняшнего дня, несовременен. Виталий Ремизов с этим не согласен:
- Это не Толстой далек от реальности, а мы далеки от той глубины понимания мира, которой он обладал.
Другие обвиняют Льва Николаевича Толстого в излишней догматичности. На это исследователь возражает:
- Толстой – как колодец с прозрачной водой. С одной стороны, все вроде бы на поверхности, а с другой, вместо дна - бездна. Бездна смыслов в поступках героев, бездна вариантов их понимания для читателей. Вспомним хотя бы роман "Воскресение", где писатель оставляет финал открытым, предоставляя герою бесконечное множество путей, а нам с вами - право самим домыслить, что может быть дальше.
Виталий Ремизов признался, что чем больше читает Толстого - тем сильнее убеждается в том, что все, что написано о нем и его творчестве, далеко от истинного смысла великих произведений. Ни у кого еще не получалось одновременно глубоко осмыслить и Толстого-философа, и Толстого-художника. Нет авторитетных трудов по поэтике его произведений, равно как и достойной биографии Льва Николаевича. Виталий Ремизов поставил перед собой задачу начать работу над историей жизни классика.
Исследователь рассказал и о том, чему его научил гений русской литературы:
- Благодаря Толстому не боюсь смерти. Причем страх перед ней пропал очень рано - в 22 года. Я научился говорить правду в глаза и не перед кем не сгибать спину. Кроме того, постоянно идти вперед, не останавливаться - это та самая толстовская диалектика души. И самое главное, - обрел внутреннюю независимость.
Внутренняя независимость, кстати, - то качество, которое профессор воспитывает у учеников толстовской школы. Учит их, несмотря на жизненные передряги, не терять внутренний стержень.
Виталий Борисович подробнее остановился на том, как возникло особое педагогическое направление и на чем оно зиждется.
Кто из нас не слышал о школе Льва Толстого? Наверное, таких немного. В 1849 году Лев Николаевич предпринял первую попытку обучения крестьянских детей в Ясной Поляне. Через десять лет он открыл учебное заведение в родовой усадьбе, начал выпускать педагогический журнал "Ясная Поляна". В первой половине 70-х годов написал "Азбуку". Так бы и остался этот опыт лишь в учебниках по истории педагогики, если бы не группа ученых-энтузиастов под руководством Виталия Ремизова, которая больше двадцати лет назад начала образовательный эксперимент под названием "Школа Л.Н. Толстого".
Весь процесс обучения в толстовских школах построен на гуманистических идеалах писателя, его понятии о единстве и взаимосвязи интеллектуального и духовного развития человека. Предметы здесь, на первый взгляд, необычны: "Круг чтения", "Природа и труд", "Русский язык с основами риторики и стилистики", "История развития человечества". Все знания, даже математические, дети постигают через духовно-эмоциональную сферу, собственный опыт. И это дает потрясающие результаты.
- Когда Толстой занимался с ребятами литературой, он читал им лучшие произведения русской и мировой классики. Но они слушали его без особого интереса. И тогда Лев Николаевич поставил перед собой задачу создания так называемой переходной литературы, - рассказывает Виталий Ремизов. - Он убрал из художественных текстов своей "Азбуки" все эпитеты и метафоры. Представьте, Толстой, который прекрасно владел всем богатством русского языка, вдруг пошел по пути аскетизма. И оказалось, то был гениальный шаг. Дети легко и с удовольствием домысливали эти нейтральные тексты, -так же, как раскрашивают орнаментальные рисунки в альбомах. По тому же принципу работаем с учениками и мы. Они получают возможность проявить индивидуальность своего мышления, развить фантазию.
Виталий Борисович часто вспоминает встречу с родителями в Тольяттинской школе N 49. Одна из мам вдруг спросила его: "Почему "Азбука" Льва Толстого такая жестокая? Мы с дочкой, когда ее читаем, все время плачем". На первый взгляд, действительно странно: зачем маленьким детям Достоевский с его "Мальчиком у Христа на елке" или "Ангелочек" Андреева?
- Дело в том, что тексты, несущие эмоциональный взрыв, заставляют сопереживать, развивают всю гамму чувств. Научно доказано: вместе с внутренним миром всегда развивается и интеллект, - объясняет Виталий Борисович.
Интересно, что Лев Толстой занимался педагогикой на взлете своих творческих сил, уже углубляясь в замысел "Войны и мира". Позже гениальный роман прогремел на весь мир, но парадоксально, что Толстой считал главной книгой своей жизни именно "Азбуку".
Виталий Ремизов признался: его до глубины души возмущает то, что в стране, где родился самый уважаемый в мире писатель ("Анна Каренина" - вторая по популярности книга после Библии, а "Война и мир" признан лучшим романом за всю историю существования цивилизации), идет "сворачивание" гуманитарного образования.
В то время, как другие страны поняли всю трагедию общества потребителей, невозможность будущего без духовной основы, наше государство не стремится сделать из своих граждан образованных, думающих, душевно щедрых.
В конце встречи кто-то из студентов поинтересовался у профессора: "Если бы у вас была возможность задать Льву Николаевичу вопрос, о чем бы вы его спросили?" Виталий Борисович улыбнулся: "Боюсь, мы с ним так близко знакомы, что я заранее знаю ответ на любой мой вопрос".
Наталья Некрылова
Источник: газета "Коммуна" N160 (25988), 26.10.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012