В антиникелевой агитации больше вранья, чем правды
На митинги против добычи никеля в Новохоперском районе, проводимые в Воронеже общественными организациями «Зеленая лента», "В защиту Хопра", до последнего времени ходил регулярно. И не только по профессиональному долгу, но и потому, что тема достаточно острая и касается всех нас, живущих в Воронежской области. Как и все, хотел понять, насколько плох или хорош предполагаемый проект, наделавший столько шума. Сейчас для себя уяснил, что правдивости на крикливых, эпатажных митингах столько же, как на базаре. Поделюсь некоторыми наблюдениями.
Прежде всего, у организаторов митингов с собственными свежими идеями, похоже, становится туговато. Проходят они, можно сказать, по одному сценарию, где роли четко расписаны и распределены. Неизменна и фабула выступлений: никель погубит речки, черноземы, выхухолей, людей. Почему погубит, как погубит – не разъясняется.
Фото Михаила Квасова.
Нередко факты просто передергиваются. Взять, к примеру, такой посыл: "Работы по освоению месторождений планируется начать уже в 2012 году".
Откуда это взяли, господа хорошие? Ведь представитель Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Григорий Рудой на одной из пресс-конференций, на которой присутствовал и протестный электорат, говорил совсем о другом. По словам директора по горному производству УГМК, в 2013 году начнутся лишь поисково-оценочные работы, а еще около 4-5 лет понадобится на проведение геологоразведки запасов. Если компания будет удовлетворена их результатами, начнется разработка проектно-сметной документации, что тоже потребует времени.
Таким образом, если будет принято решение об освоении Еланского и Елкинского месторождений, то непосредственно строительство шахты и сопутствующих предприятий начнется не раньше 2018 года. Первая руда и вовсе должна быть добыта в 2022 году. При этом руководство УГМК не исключает и варианта отказа от разработки, если в ходе оценочных работ будут выявлены недостаточно большие запасы никеля или снизится его стоимость.
На митингах не стесняются потчевать явной дезинформацией. В частности, активисты в защиту Хопра продолжают уверять, что "по условиям лицензии, в регионе должен быть построен металлургический завод". Такая информация любого введет в стрессовое состояние. Хотя еще на этапе объявления конкурса на разработку никелевых месторождений губернатор Алексей Гордеев настоял, чтобы металлургический комбинат в нашей области не возводился.
Это подтвердил и генеральный директор УГМК Андрей Козицын, с которым воронежские и волгоградские журналисты встречались в начале июля в Верхней Пышме, где расположен центральный офис ООО "УГМК-Холдинг": - В Воронежской области строить металлургический завод не будем. Компания планирует перерабатывать никелевый концентрат в Кировограде. Мы собирались строить там цинковый завод. Но теперь адаптируем его под никелевый. Это будет завод мощностью 50 тысяч тонн никеля в год.
При этом бизнесмен подчеркнул, что лишь после подтверждения запасов в Воронежской области построят подземный рудник, потому что "никакой там открытой добычи быть не может, поскольку залегания - глубокие. Шахтным способом будем добывать руду и там же проводить обогащение".
Еще на одно слабое звено у противников разработки никеля хотел бы обратить внимание.
В одной антиникелевой листовке утверждается: "Это ложь, что будет много рабочих мест. На работу будут приглашать специалистов со всей страны, уже имеющих опыт работы на похожих производствах. Кто будет тратить лишние деньги на обучение с нуля? Будут приглашаться рабочие из ближнего зарубежья в связи с дешевизной там рабочей силы. Конечно, пригласят какое-то число местных жителей, но в основном - на неквалифицированную и низкооплачиваемую работу".
Заявлять вот так категорично я бы не стал. Известно, что Уральской горно-металлургической компании потребуется не менее 2 - 3 тысяч высококвалифицированных рабочих. Именно высококвалифицированных. Ведь горное дело не терпит бездарей и неумех, в чем мы убедились, посетив Учалинский подземный рудник, что в Башкортостане. Здесь даже процесс бурения шпура буровой установки - автоматизированный с компьютерным управлением. Кайло на руднике можно увидеть разве только в музее предприятия. Так что гастарбайтеры тут ну никак не котируются.
В любом случае, понадобятся свои доморощенные специалисты. Едва ли на Урале найдется столько желающих срываться с насиженных мест вместе с семьями и перебираться в Черноземье. Поэтому в компании предполагают готовить горняков на местных университетских кафедрах. Кстати, об этом говорил и генеральный директор ОАО "Учалинский ГОК" Закария Гибадуллин на пресс-конференции.
- Целесообразней выращивать своих специалистов в Воронеже. Тем более, как я знаю, у вас сильная учебная, профессиональная база, - отметил он. - Но на первое время мы готовы приехать и помочь воронежцам в отладке производства.
Большое место в творческом наследии оппонентов разработки никеля занимает экология. Они не скупятся делать различные устрашающие заявления, после которых вырисовывается картина полного коллапса. В частности, в одной из листовок, зазывающей на очередной митинг, авторы утверждают о том, что "в радиусе 500 километров образуется зона, малопригодная для проживания человека. Срок жизни человека сократится, минимум, на 10 лет, а у детей - на 20 и более. Здоровых детей рождаться не будет".
При этом они скромно умалчивают, что в Новохоперске смертность превышает рождаемость в два раза. При желании, вооружившись цифрами, можно установить, через сколько лет жизнь на новохоперской земле прекратится. И тут никель ни при чем.
Кстати, сейчас становится уже привычным списывать все на никель. В начале августа губернатор Алексей Гордеев побывал в Новохоперске, где встретился с инициативной группой, выступающей против разработки месторождений.
Исчерпав никелевую тему, женщины высказали свое видение на развитие Новохоперского района. По их мнению, необходимо "раскручивать" местное АПК, внутренний туризм, построить здравницу с использованием бромно-йодных минеральных вод, имеющихся в никелевых залежах.
- А еще у нас один коммерсант хочет создать тепличное хозяйство для выращивания огурцов, - сказал кто-то из местных лидеров протеста.
Губернатор поддержал их, но подчеркнул, что все должны делать сами люди, но почемут-о мало кто проявляет инициативу. "Все боятся: а вдруг никель?" - ответили они. "Так никель как тема возник полгода назад", - заметил губернатор.
Никель стал некой страшилкой, которой пугают и взрослых, и детей. Никто не спорит, экологические риски при разработке месторождений действительно есть. Правда, они касаются площади в несколько сотен гектаров. Но, разумеется, в связи с повышенным вниманием общественности к разработкам никеля даже те экологические последствия, которые могут возникнуть, будут учтены и минимизированы. Не случайно в регионе создан общественный Совет по контролю за комплексным освоением никелевых месторождений, который возглавляет член-корреспондент РАН, профессор ВГУ Николай Чернышов.
- Задача Совета в целом и моя лично заключается в упреждении возможных рисков. Как лучше поступить при разработке месторождений? Какие здесь есть варианты? Какие имеются опасения? Каковы наиболее уязвимые экологические пункты? Мы разработали довольно большой план экологических мероприятий, - говорил один из первооткрывателей Новохоперских месторождений на организационном апрельском заседании совета.
С той поры прошло достаточно время. Собравшись в сентябре на заседание, заведующий кафедрой почвоведения Дмитрий Щеглов уже смог рассказать о первых днях работы в Прихоперье научной экспедиции. Это важный этап. Началось исполнение первого из обещаний компании-разработчика: профинансировать работу по анализу состояния окружающей среды в районе рудопроявления. Воздух, вода, почвы, растительный и животный мир — ученым предстоит провести исследования по 12 направлениям, получая по 12 миллионов рублей в год. Правда, сами исполнители подсчитали, что на полномасштабные исследования потребуется в несколько раз больше.
- Главное, что работа пошла, она реальна и даст информацию, ценную для Новохоперского района и в целом для Воронежской области. По чести сказать, даже при сегодняшнем финансировании она уникальна для региона, - отметил Николай Чернышов.
На том заседании профессор Дмитрий Щеглов ответил на вопрос, который долгое время не давал мне покоя. "Навсегда будут погублены бесценные воронежские черноземы", - заявляют лидеры протеста. Как оказалось, они вновь не до конца откровенны.
По свежеполученным данным, которые озвучил профессор, в исследованном районе черноземы составляют 50 процентов от всех земель, и четверть местных черноземов относятся к категории "легких". Перечитав же справочную литературу, убедился, что на востоке Воронежской области едва ли не самые бедные земли Черноземья.
На встрече с Андреем Козицыным поинтересовался, какова у компании позиция в отношении воронежского чернозема.
- Чернозем мы трогать не собираемся. Хотя, конечно, он может оказаться на том месте, которое отойдет под хвостохранилище и ГОК. Тогда появится вопрос для обсуждения с тем, кому чернозем принадлежит.
Будем договариваться с владельцем, - заявил гендиректор УГМК.
Какие-то комментарии к этому просто излишни. Представители холдинга, что не скажешь о антиникелевых лидерах, готовы идти на конструктивный разговор, вместе решать проблемы, которые в большом деле наверняка будут.
На заседаниях общественного Совета экоактивистов не раз призывали к взвешенности и терпимости. Конфронтация никогда и никому не приносила пользы.
- В нашей работе чрезвычайно важно честно относиться к тому, что делаешь. Если, допустим, почва истощена, так и надо сказать. То же и с выхухолями. А у нас людей начинают просто запугивать. Никель, дескать, вызывает рак. Глупость. Каждый из нас носит при себе пятирублевые монеты. Многие пользуются посудой, которая так и называется - никелированная. И вообще, вокруг нас огромное количество предметов, в которых никель - непременная составляющая.
Выдумывают наличие урана. Но никель - 28-й элемент. Уран имеет другое положение в таблице Менделеева, его номер 92-й. Они никак не могут находиться вместе, как, например, Юпитер не может находиться вместе с Землей. Они разделены природой.
Выдумали ртуть. Ну нет ее в медно-никелевых месторождениях мира. Есть особые случаи, когда возникают ртутные месторождения. Но то другой по своей сущности и природе тип месторождений.
- Пользуются тем, что люди несведущи, и они страшилкам верят, - говорит профессор Николай Чернышов.
Думаю, стоит прислушаться к словам доктора геолого-минералогических наук.
…Для себя же принял решение: на митинги больше не пойду. Не люблю, когда меня обманывают. Да и сколько можно слышать одно и то же из уст лидеров протеста - "никель нам не нужен". Тогда предложите свой вариант, чтобы наш край жил богато.
Валерий Казанов
Источник: газета "Коммуна" N159 (25987), 25.10.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012