Проблема | За последние 20 лет в России исчезли 20 тысяч деревень и селений. Такова статистика. Но если Рамони или, например, Новой Усмани подобная участь не грозит - они находятся под боком у Воронежа, то глубинке стоит подумать о перспективах своего развития, о той изюминке, которая может «подсластить» ее жизнь
– Выживают населенные пункты - пригороды или поселки у трассы, по которым ездит много автомобилей,- считает заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский.- Эти поселения сразу обрастают инфраструктурой: кафе, автомастерскими, магазинами, а то и гостиницами.
В словах специалиста по социальному устройству общества можно легко убедиться, если не свернуть в сторону той же Новой Усмани, а проехать буквально два-три километра дальше по Ростовской трассе. Вся инфраструктура - налицо: и кафе, и магазины, и автосервис. И все же не они определяют лицо районного центра, и кафе "Бакинский привал", которое находится у трассы, явно не может стать "брендом" российского села.
При отсутствии предпосылок к быстрому хозяйственному рывку многие города и поселки современной России пытаются привлекать туристов. Великий Устюг, к примеру, раскрутил бренд Деда Мороза: население небольшого города практически кормится за счет персонажа, в который никто, кроме детишек, не верит. Не верят, но едут! Очень кстати подсуетились главы города Мышкина, села Кукобой и поселка Ермаково Ярославской области, зарегистрировав в качестве своих жителей Мышку-Норушку, Бабу Ягу и Курочку Рябу. Поток экскурсионных автобусов в бывшую суровую глушь растет с каждым годом.
Чем же могут прославиться воронежские селения?
Рамонь - не в счет, там - дворец принцессы Ольденбургской, получивший, стараниями областных властей, буквально вторую жизнь. А та же Новая Усмань? И здесь есть над чем подумать!
Вспомним Всероссийский фестиваль орловского рысака, прошедший в конце августа 2011 года в селе Бабяково. Празднование 235-летия выведения знаменитой породы лошадей совместили с этапом Чемпионата орловских рысаков в России. И в гостях у нас, как когда-то сказал поэт, были "все флаги". Гости из Италии, Мальты, Сербии, Словении, Украины, Франции - оказались в скромном селе Бабяково.
Знатоки рассказали приезжим об истории орловского рысака, которая началась в 1776 году, когда граф Орлов ввез в Россию ценнейшего и очень красивого внешне арабского жеребца Сметанку. Он был приобретен за огромную по тем временам сумму - 60 тысяч рублей серебром у турецкого султана. Но и жеребец того стоил: у него оказался один лишний спинной позвонок и, соответственно с ним, добавочная пара ребер.
Сметанка и стал родоначальником знаменитой породы лошадей, которых отличает красота и стать, резвая, четкая рысь.
…Сегодня конюшни конноспортивного клуба "Русская усадьба", расположенного в селе Бабяково, вмещают 30 лошадей. Ипподром рассчитан на две тысячи мест. Имеются крытый манеж, раздевалка и даже ресторан. Не хватает только музея, в котором туристы могли бы услышать об истории знаменитой породы лошадей, выведенной когда-то именно в Воронежской губернии.
Из Бабякова - прямая дорога в Бобровский район, где, как известно, находятся знаменитые на всю страну конные заводы, а в Новоусманском - одна из лучших в стране беговых дорожек современного ипподрома. Вот бы и объединить усилия двух сельских районов, направив немалый поток туристов в одном направлении. И это - не фантазии, а просто идея, которая требует осмысления и "раскрутки". Кстати, губернатор Алексей Гордеев план по развитию туризма предложил обсудить Интернет-сообществу.
"В индустрии туризма для Воронежской области, - подчеркнул он, - содержится явный резерв для развития экономики, дополнительного поступления доходов, открытия новых рабочих мест".
Идея развития подобного бизнеса все больше овладевает массами. Бывший токарь с простецким именем - Василий Васильевич Черепинский - из села Макарьевки Новоусманского района Воронежской области работал в последнее время в кормоцехе одной из агрофирм. Автору этих строк он "запал в душу" тем, что было у него восемь детей: пятеро пацанов и три девочки. Подобное в наше время, согласитесь, нечасто встретишь. Покинул же Василий родной кормоцех ради того, чтобы заняться бизнесом.
"Заняться фермерством? - это первый вопрос, который приходит в голову. - Чем же еще? На селе особого выбора нет".
- Буду строить аквапарк,- озадачивает своим ответом бывший токарь и экс-рабочий кормоцеха.
- Какой аквапарк, где? - с удивлением спрашиваю Василия.
Честно признаюсь, в эту минуту я сразу же представил "восьмерых по лавкам", с ними-то что будет, подумал ли о них многодетный отец? Как оказалось, подумал, да и затеял все ради них, ради детей. Своих и чужих. Сыновей Василия и Арсения отец усадил за стол - пусть, мол, вникают будущие помощники в тонкости замысла.
А позже старший Черепинский повел меня на плотину речки Макарки и уже в деталях стал посвящать в свой фантастический (?) или реальный (?) план.
Впрочем, чем больше говорил о своем замысле, тем более реальным он казался.
На берегу, возле старого русла речки, где бывает множество любителей загара из Воронежа, возвышается солидное строение (в два с половиной кирпича) - бывшая баня с надежным бетонным перекрытием. Местная власть пожаловала это здание Черепинским. Здесь будет "база".
- А вот здесь, - показывает Василий, - поставим "тарзанку", плавательный батут, трамплин...Зимой залью каток. Благо, школьников в селе достаточно.
Нет, не так прост он, бывший токарь. Оказалось, что у Василия уже есть опыт подобного бизнеса, да и надежное ремесло под рукой, то есть имеется возможность заработать горячий рубль, чтобы вложить его в дело. Черепинский выполняет художественную резьбу по камню, в наличии - стабильные заказы. Есть и помощники в лице подрастающих сыновей, а главный вдохновитель дела - жена Наталья.
Фольклорными традициями сильна воронежская земля. Фото Михаила Квасова
А вот глава фермерского хозяйства "Шанс" Владимир Брежнев из Эртильского района сполна использовал свой шанс, построив на территории собственных владений туристическую деревню, в которой возродил жизнь и быт крестьян XVIII века. "Изюминкой" же деревни является музей крестьянского быта, в котором уже побывали туристы нескольких стран, включая США. Туристы не только смотрят, но и угощаются салом, солеными огурцами и крепкой "анисовкой". Словом, сервис сверкает всеми гранями...
Кстати, зеленый туризм, или агротуризм (в разных странах его именуют по-разному), для нас пока в диковинку, но стоит он недешево. Минувшим летом группу журналистов пригласили в Калужскую область, где разместился этнографический парк "Этномир". Нас, как гостей, принимали бесплатно, а, к примеру, немецким туристам ночь на сеновале обошлась в три тысячи целковых. Стилизованный домик с удобствами потянул на девять тысяч рублей.
Вывод отсюда один: при наличии интересных маршрутов, достойного сервиса поток туристов может обернуться немалым финансовым потоком. Ночь на сеновале, да еще с "анисовкой" и салом с чесночком, - чем хуже берега турецкого?
Алексей Павлов
Источник: газета "Коммуна" N156 (25984), 19.10.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012