 |
11.10.12
История Отечества. Опередивший время
Александр Коробанов
(ОКОНЧАНИЕ. Начало – в NN146-150)
Флагман гражданской авиации
Катастрофа во французском небе не приостановила работы по доводке Ту-144. Цель - подготовить лайнер для использования на пассажирских авиалиниях - отменена не была. Однако до начала коммерческой эксплуатации самолета должно было пройти еще несколько лет. В 1975 году начались полеты Ту-144 с грузом в Ташкент, Алма-Ату и Баку. В первый пассажирский рейс по маршруту Москва - Алма-Ата лайнер отправился 1 ноября 1977 года. Полеты на расстояние 3260 км на высоте 16000-17000 м со скоростью 2000 км/ч проводились один раз в неделю, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек. Один из рекламных буклетов тех лет давал потенциальным пассажирам информацию о «начинке» пассажирского салона лайнера. Пассажиры на самолете располагались в трех салонах: переднем первого класса, переднем туристского класса и заднем туристского класса. На самолете - два гардероба, четыре туалета, а также два буфета-кухни. Обеспечение пассажиров было на высоком уровне. Предлагали черную и красную икру, давали перед взлетом коньяк. Врачи считали, что спиртные напитки должны снимать психологический стресс с пассажиров. Каждый пассажир в самолете считал себя космонавтом. Но это действительно в какой-то степени было так, сама обстановка способствовала этому ощущению. В "Домодедове" было отведенное место с объявлением: "Идет посадка на первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер", и - ковровая дорожка.
Неподведенные итоги
Производство Ту-144 с НК-144А продолжалось в Воронеже до начала 1977 года. Но еще в конце 1976 года Воронежскому авиационному заводу была поручена постройка партии из шести самолетов с двигателями конструктора П.А. Колесова РД (РД-36-51А). Роковую роль в "карьере" первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета сыграла вторая авария. 23 мая 1978 года улучшенный опытный вариант самолета Ту-144Д, оснащенный усовершенствованными двигателями РД, совершил вынужденную посадку близ подмосковного Егорьевска по причине возгорания, вызванного разрушением одного из топливопроводов. Двое из семи находившихся на борту членов экипажа погибли. 1 июня 1978 года руководство "Аэрофлота" приняло окончательное решение об отмене пассажирских рейсов Ту-144. Производство Ту-144 в Воронеже было прекращено в 1981 году. Всего было выпущено 16 самолетов. До момента прекращения регулярной эксплуатации с пассажирами экипажи "Аэрофлота" на Ту-144 выполнили 55 рейсов, в которых было перевезено 3284 пассажира. Ту-144 с НК-144А стал первым в СССР пассажирским самолетом, который получил национальный сертификат летной годности на безопасность перевозки пассажиров. Остальные самолеты "Аэрофлота" в то время подобного сертификата не имели (исключение составлял Ту-134, который был сертифицирован в Польше по английским нормам летной годности). В 1979 году на самолетах Ту-144Д был выполнен ряд грузовых рейсов в Хабаровск. Позже, в 1981-1982 годах, о возобновлении пассажирских перевозок принимались решения, но они так и остались на бумаге. Самолеты Ту-144 до середины 90-х годов применялись для проведения различных испытаний, а также для исследований озонового слоя атмосферы Земли, солнечных затмений, фокусированного звукового удара. На Ту-144 тренировались космонавты, проходившие подготовку по программе "Буран". В июле 1983 года экипаж летчика-испытателя С.Т. Агапова на Ту-144Д установил 13 мировых авиационных рекордов, которые не побиты до сих пор. Опыт, полученный при создании Ту-144, был использован при разработке тяжелых сверхзвуковых самолетов Ту-22М и Ту-160. Споры о том, нужен ли был столь затратный проект по созданию сверхзвукового пассажирского самолета, не утихают до сих пор. Судьба Ту-144 оценивается с диаметрально противоположных позиций. Ветераны авиастроения задним числом оспаривают друг у друга первенство в реализации тех или иных технических новинок, заложенных в самолет, обвиняют конкурентов во всевозможных кознях. Достается и родоначальникам Ту-144 - отцу и сыну, А.Н. и А.А. Туполевым. Главное заключается в ином. Выпускавшийся Воронежским авиазаводом Ту-144 закрепил приоритет нашей страны как Родины первого в мире сверхзвукового пассажирского лайнера, открыв новую эпоху в мировой гражданской авиации. Его появление вывело отечественную авиационную промышленность на передовые позиции. Огромный технологический скачок совершили и смежные отрасли промышленности. Ту-144 стал предметом гордости советских людей, среди которых тысячи воронежских авиастроителей занимают особое место.
Ту-144 - визитная карточка всех авиасалонов МАКС.
То, что битву за сверхзвук выиграла наша страна, окончательно и бесповоротно было доказано в девяностые годы прошлого века. С 1996 по 1999 год по контракту с НАСА Ту-144 совершал полеты в качестве летающей лаборатории для уточнения параметров, необходимых для создания американского сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения. Характерная деталь. Когда в гидросистему простоявшего в ангаре Ту-144 в присутствии специалистов из США подали давление, то шасси и другие агрегаты заработали сразу и безотказно. Качество сборки, которого добились воронежские самолетостроители, оказалось безупречным и прошло проверку временем…
Источник: газета "Коммуна" N151 (25979), 11.10.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|