|
Ольга Петракова |
Ольга Петракова – известный телережиссер и сценарист. Ее передачи и фильмы можно видеть на каналах РТР и «Культура». Совсем недавно двухсерийную картину о кругосветном путешествии легендарного парусника "Крузенштерн" с интересом посмотрели многочисленные зрители. Сегодня она снимает фильм о воронежском художнике из Нижнего Кисляя Александре Смирнове. Остановка съемочной группы в Воронеже стала поводом для нашего разговора.
- Ольга Ивановна, расскажите немного о работе предыдущей - о "Крузенштерне".
- Этот фильм создавался несколько лет. Там целое переплетение сюжетных линий. Это и история уникального парусника, и судьба легендарного русского мореплавателя и исследователя Ивана Крузенштерна, и его сложные отношения с чиновником-дипломатом Николаем Резановым, их конфликт во время совместного кругосветного путешествия - первого в России. В картине также прослеживается судьба наших современников - юных матросов, впервые оказавшихся на судне и вкусивших романтику и трудности морской службы.
- Кто были ваши учителя, у кого приходилось учиться профессии?
- Я - режиссер, который учится все время. Ну в самом деле, глупо же отказываться от опыта, накопленного выдающимися мастерами. Советская школа игрового и документального кино, телефильмов и передач - едва ли не лучшая в мире. У нас столько славных имен. Кого-то уже нет. Кто-то незаслуженно "отодвинут" и остается в тени. Это несправедливо! Что касается конкретно меня, то я начинала постижение профессии с посещений уроков знаменитого Сергея Евлахишвили, потом закончила режиссерскую мастерскую Андрея Торстенсена. На телевидении он - абсолютный авторитет. Его знают все. С той поры прошло уже почти 20 лет.
- Знаю, что в 1995 году передача "Там-там НОВОСТИ", в которой вы принимали активное участие, получила Национальную премию "ТЭФИ"
- Был такой факт в моей биографии на "Шаболовке" после окончания Режиссерских курсов. Чуть позже открылся канал "Культура", который и оказался в сфере моих устремлений. Теперь многое связано с ним. Я вела цикл "Моя деревня", снимала фольклорные фестивали и телеспектакли. В общем, много чем приходилось заниматься. Особенно меня занимала жизнь русской провинции.
- Воронежский художник из Нижнего Кисляя Александр Смирнов стал героем вашего нового фильма. Как это произошло?
- Я увидела его работы. В том числе и в Московском государственном выставочном зале. Они привлекли мое внимание невероятной энергией, тематическим разнообразием, трактовкой религиозных сюжетов. Кстати, столичные искусствоведы и художники знают его давно и восторженно о нем отзываются. Работы Александра Максимовича Смирнова охотно приобретают не только частные коллекционеры, но и музеи. С художником я встречалась в Москве. Дважды побывала в Нижнем Кисляе. Он оказался настоящей личностью.
- А что вы слышали о воронежских театрах?
- Ваш Кольцовский театр в конце 80-х - начале 90-х годов произвел большое впечатление на московскую публику и критиков. Знаю, что у вас работал замечательный режиссер Анатолий Васильевич Иванов. Слышала о вашем театре оперы и балета, Камерном, ТЮЗе. Рада, что вы проводите "Платоновские фестивали". Думаю, что они проходят не без участия Алексея Васильевича Гордеева, с которым я знакома и не раз общалась в Москве.
- Кстати, вам известно о том, что наш Кольцовский театр хотят почему-то назвать "Зимний"?..
- Странное название для театра - холодное и колючее. С таким можно не работать не только летом, но и осенью и весной. Да и выражение "актер Зимнего театра" звучит более чем странно. Я с опаской отношусь к любым переименованиям. Эпидемия смены названий часто приводит к недоумению и досаде. К тому же, как мне известно, прежний руководитель Кольцовского театра Анатолий Иванов на реконструкцию этого здания положил немало сил и собственного здоровья. У Кольцовского Академического неоспоримые заслуги в театральном мире, которые нельзя перечеркивать.
- Вы часто ездите по стране. Как вам видится положение дел с культурой?
- Потери за последние 20 лет колоссальные. Собирать приходится по крупицам. Конечно, многое зависит от воли, кругозора и культуры Федерального центра, но и в регионах очевидна зависимость от местного руководителя. Если человек образованный, совестливый, болеющий душой за то, что происходит вокруг, то он понимает значение культуры, искусства, образования, пытается что-то делать.
- Многие передачи и фильмы самых разных каналов сегодня носят явную антисоветскую направленность. Как вам кажется, это политическая конъюнктура или вечные крайности, нам присущие? Ясно ведь, что не будь Великой Победы во Второй мировой войне, достигнутой невероятными усилиями, в том числе и организационными, железной дисциплиной и верой в идеалы, мы бы здесь не разговаривали, да и, возможно, вообще не существовали… Зачем уничижать огромный и славный этап нашей советской истории, в котором были не только репрессии, но и колоссальные взлеты в науке, промышленности, образовании, культуре?
- Я согласна с вами. К сожалению, мы плохо знаем историю. Даже ключевые ее периоды. Скажем, эпоху Ивана Грозного или Петра I. Да и XIX век ощущаем, в лучшем случае, по литературным произведениям. А ведь все страшные катаклизмы века XX - в кричащих социальных противоречиях прошлого, объективных претензиях людей бедных, бесправных, постоянно унижаемых, в их недовольстве, копившемся из века в век. Притом, что они составляли в обществе подавляющее большинство.
Кроме того, мы часто идеализируем Запад, забывая о том, что кровавых страниц у них не меньше, а, может быть, и больше, если иметь в виду столетия инквизиции, крестовые походы, колониальные экспансии, работорговлю, тамошние революции, концлагеря, газовые камеры, развязывание чудовищных войн, применение атомного оружия.
Военные технологии изощряются по всему миру и сегодня, на фоне всеобщего культурного кризиса. Нельзя забывать того, что происходило в Европе и в нашей стране, унося жизни многих людей. И, главное, понимать глубокие причины тех или иных явлений. Конечно, перекос в сторону негатива (а он явный на том же телевидении) ни к чему хорошему привести не может. Воспитывать на нем нельзя. Это путь в тупик.
- Возвращаясь к вашему воронежскому герою, художнику Александру Смирнову, что бы вы еще сказали о нем?
- Меня удивляет, что работы художника Смирнова, которые охотно показывают в московских залах и галереях, приобретают в разных странах, не встретишь в Воронеже, даже в дни его 65-летия. Хочется надеяться, что воронежцы все-таки смогут увидеть картины мастера на его выставке живописи.
Беседу вел Владимир Межевитин
Источник: газета "Воронежская неделя" N 40 (2077), 03.10.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012