 |
26.09.12
В Воронеже обсудили проблемы реализации законодательства в сфере противодействия коррупции
В рамках выездного заседания Междисциплинарного Совета по координации научного и научно-методического обеспечения противодействия коррупции в Воронеже проведен «круглый стол». Инициаторами мероприятия выступили Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Правительство Воронежской области и уполномоченный по правам человека в Воронежской области. В работе "круглого стола" принял участие Юрий Агибалов, сообщает секретариат заместителя губернатора области - руководителя Аппарата губернатора и Правительства Воронежской области. В своем выступлении Юрий Владимирович сделал акцент на противоречивости отдельных норм Федерального закона от 27.07.2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N79-ФЗ) и проблемах его реализации на практике. В частности, было отмечено, что Федеральным законом от 21.11.2011 г. N329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" внесены изменения в Федеральный закон N79-ФЗ в части дополнения его статьями 59.1, 59.2 и 59.3. В статье 59.2 "Увольнение в связи с утратой доверия" определены случаи увольнения по этой статье. Одновременно с этим в статье 59.1 установлено, что "за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции … налагаются следующие взыскания: 1) замечания; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии". В то же время в п. 1 статье 16 Федерального закона N 79-ФЗ закреплено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случаях несоблюдения ограничений, связанных с гражданской службой. В соответствии с ч. 1 статьи 33 указанного федерального закона, общим основанием для освобождения от занимаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральными законами (п. 13). В п. 5 статьи 17 Федерального закона N 79-ФЗ, запрещается государственному гражданскому служащему быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность государственной гражданской службы. В соответствии с п. 14 части 1 статьи 33 федерального закона N 79-ФЗ, нарушение этого запрета является основанием для увольнения государственного служащего с гражданской службы. В то же время, согласно статье 59.1 Закона N 79-ФЗ, за это деяние предусмотрено замечание, либо выговор, либо предупреждение о неполном должностном соответствии. Таким образом, возникает вопрос: как должен поступать представитель нанимателя в подобных ситуациях? Может ли он сам избрать вариант наказания гражданского служащего (по ст. 59.1 или по п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ)? По каким критериям? В федеральном законе N 79-ФЗ в статье 28 определен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания, а в статье 59.3 - порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения. Хотя в Федеральном законе от 25.12. 2008 г. N273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - федеральный закон N273-ФЗ) неоднократно используется термин "коррупционное правонарушение", легальное его определение отсутствует. Кто и каким образом должен определять, в каком порядке рассматривать совершенное государственным гражданским служащим правонарушение? Является ли оно коррупционным? Как справедливо отмечается в исследованиях ученых, дать правильно квалификацию правонарушений не всегда могут такие профессионалы, как следователи и судьи. В статье 12 федерального закона N273-ФЗ закреплена норма, в соответствии с которой гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, то он обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение этого требования влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора, заключенного с указанным гражданином. При этом гражданин должен получить согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Законом определено, что комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней. Проверка соблюдения гражданином требований закрепленных этой статьей и соблюдения работодателям действующего законодательства осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пока такого порядка не принято. В законе нет ответа на вопрос, как быть с гражданином, который был принят на работу, без согласия комиссии? В законе нет ответственности за неисполнение решения комиссии. В статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены лишь условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими, аналогичные нормам статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ. Трудовой кодекс не предусматривает возможности прекращения трудового договора по инициативе бывшего работодателя (представителя нанимателя) государственного и муниципального служащего. По мнению Юрия Агибалова, эти и ряд других противоречий и пробелов в действующем законодательстве требуют своего решения. Хотелось бы, чтобы результатами работы "круглого стола" стали рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, отметил вице-губернатор. Он поблагодарил коллектив авторов под руководством академика РАН Т.Я. Хабриевой за монографию "Коррупция: природа, проявления, противодействие".
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|