История Новоусманского района начинается в глубокой древности. Ее немыми свидетелями являются остатки древних укреплений, городищ, сохранившихся у сел Орлово (два), Казанской Хавы (четырехугольное), Рождественской Хавы и Хренового (круглые). Они сами по себе свидетельствуют о том, что район в древности был заселен оседлым населением.
На смену этим памятникам пришли другие – Масловское, Тавровское и Хлебное, относящиеся к племенам срубной и абашевской культур (середина II тысячелетия - начало I тысячелетия до н.э.). Во время раскопок были найдены металлический ножи и кинжал, пряслица для прядения, шило, украшения, модель колеса, зернотерки, каменные скребки и топоры-молоты.
У Хлебного нашли остатки колоколовидной чаши. Жили люди в больших хижинах: например, на Тавровском поселении, расположенном между Семилукскими Выселками и Таврово, было найдено двухкамерное жилище размерами 14х28 и 13х18 метров.
Особый интерес представляет Масловское поселение, где жилище было углублено в материк и имело размер 12х15 метров с двухскатной крышей, у которого имелась пристройка 7х12 метров с плоской крышей. Его обитатели занимались в основном разведением крупного рогатого скота и свиноводством. Иногда охотились на лосей, бобров, косуль и благородного оленя.
Население этого периода обычно называют скифами. О них много написал знаменитый греческий историк Геродот (V в. до н.э.). Он, в частности, рассказывал, что на Дону жили скифы-будины, которые занимались земледелием и кочевым скотоводством. Это был «народ многолюдный со светло-голубыми глазами и рыжими волосами», храбро сражавшийся с вторгшимися в то время персидскими захватчиками царя Дария. Легкая конница будинов и других скифских племен развернула настоящую партизанскую войну, в результате которой грозный завоеватель был вынужден оставить берега Дона и вернуться обратно не солоно хлебавши. В своих записях Геродот рассказывает об обычаях, социальном неравенстве, занятиях скифов, которые были также присущи и древнейшим обитателям Новоусманского района - будинам.
Новоусманская земля таит в себе еще немало тайн. Так, осенью 1979 года учащийся Хлебненской средней школы обнаружил старинный предмет, который оказался кинжалом. Его можно отнести к периоду VI-IV века до н.э. При его рассмотрении бросалось в глаза необычное навершие кинжала с отверстиями и перепонками. Эта форма встречается довольно редко. Подобные предметы на территории нашей страны были обнаружены лишь в Башкирии около города Стерлитамака и относятся, ориентировочно, к VI веку до н.э.
Владельцем кинжала можно считать кочевника, которого назвали сарматом. Впрочем, он мог принадлежать и женщине этого племени: то было время, когда был период военной демократии и когда во главе рода, семьи стояла женщина.
Найденный кинжал находился долго в употреблении, о чем свидетельствуют его стертые лезвия и обломанный конец. Хлебненская находка позволяет установиться связь между сарматами и племенем будинов.
• • • • •
В 1800 году первый воронежский краевед Е.Болховитинов издал "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии", в котором писал, что "имя Усмонь есть татарское и значит "красавица", а слово "Хава" на татарском значит "девица", и есть предание, что по сей реке, лежащей на татарской Нагайской степи, кочевала с ордою своею в конце 16-го и начале 17-го столетия одна храбрая татарская принцесса, дочь некоего знаменитого нагайского князя, от коей получила имя свое и река".
Вскоре после своего издания этот материал попал во многие словари и книги. В 60-х годах XIX века появилась легенда об утонувшей татарской принцессе Усмонь, по имени которой была названа река. Это было время, когда наука о названиях только зарождалась и часто она пользовалась народными преданиями.
Сейчас исследователи пытаются объяснить их научными методами языкознания. Высказываются предположения, что Усмань названа от иранского слова "асмань" - камень или ас(а)ман - небо, а Хава - от тюркского слова "ава": воздух, погода, климат, "хавуэ" - пруд, бассейн. Имеется предположение, что слово образовано из угро-финского языка, на котором говорят жители североханты , "хап" "хабап" - лодочная судоходная река.
Какое объяснение самое правильное? Вряд ли приемлемо утверждение о каменистости Усмани или с "климатическими" объяснениями. Следует отметить, что в татарском языке нет слова "хавуз" (в Средней Азии - "хауз"), и вместо него употребляются "буа, бея, бассейн". Ошибочным является предположение об Усмани-"красавице" и Хаве-"девице", потому что по-татарски первое объяснение звучит как "матур, чибер, куркем", а второе - "житкем кыз".
Кстати сказать, ошибочна и датировка Хавы: в русских документах она упоминается в 1571 году, то есть задолго до постройки Воронежа и не имеет никакого отношения к татарским принцессам.
Когда же появились названия Усмань и Хава и каково их значение?
Думаю, что Усмань связана с аналогичным алтайским словом, имеющим значение "петлистая" ("узамань"), что и соответствует ее конфигурации. Ее притоком является Хава, образованная от тувинского слова "хову" - степной. В самом деле, река расположена на степной равнине, в то время как Усмань можно отнести к полулесной реке, впадающей в Воронеж.
Интересно отметить, что слово "манн" в некоторых алтайских языках обозначает "загрождение, частокол, изгородь". Эти названия появились не ранее пятого века нашей эры, когда началось всемирное передвижение народов в результате продвижения из глубин Азии огромных масс кочевников (гуннов, печенегов, половцев и др.). В девятом веке на территории южнорусских степей, включая и Подонье, разместились различные кочевые племена печенегов, занимавшихся скотоводством. На территории Новоусманского района поселилось племя калнеев, находившееся здесь несколько столетий.
Расшифровка названий рек Новоусманского района помогает нам точно установить их смысловое значение и определить, какая народность заселяла их берега в древности.
• • • • •
В девятом веке на территорию района вторглись кочевники-печенеги. Не исключено, что они могли застать других кочевников - болгар, которые находились в союзе с племенем алан, ясов, предков осетин, основные поселения которых находились на правом берегу Дона, в каменных крепостях - Маяцкое, Карабут, по реке Еманче. Самое восточное поселение болгар располагалось на реке Битюг, возле деревни Чибисовки.
Аланы, ираноязычные племена сарматского происхождения.
С 1-2-го веков обитали на Северном Кавказе. В середине 1-го тысячелетия
приняли участие в Великом переселении народов.
Реконструкция аланского воина-всадника середины IX века.
По материалам Дмитровского могильника (Белгородская обл.). 1Реконструкция О.Федорова.
С этого времени началась ожесточенная борьба оседлого населения Подонья с кочевниками, в ходе которой славяне-вятичи и аланы были вынуждены оставить родные места и уйти на новые. Печенеги совершали глубокие рейды в глубь Руси, сжигали города и селения, забирали людей в плен и продавали их в рабство. В XI веке им на смену пришли другие степняки-половцы.
Русское государство около двух столетий вело с ними напряженнейшую борьбу, которая завершилась лишь с татаро-монгольским нашествием. Тут неизбежно возникает вопрос: как эта борьба отразилась на прошлом Новоусманского района?
Необходимо отметить, что тогда здесь проходил кратчайший путь из Киева на Волгу и Каму, в государство Волжскую Булгарию. Считается, что на берегу реки Воронеж в районе современного города стояла крепость Вантит, которая была самым восточным русским населенным пунктом. От нее дорога шла степью и где-то в пределах района встречалась с границей Руси и Булгарии. Тут была устроена одна из "дневок" - место отдыха купцов.
Кочевники всячески старались нарушить этот торговый путь, и на некоторое время им это даже удалось. Но в XII веке русским князьям вновь удалось его восстановить, несмотря на сопротивление могущественных половецких князей, ханов - Аклана, Беглюка (Белука), Белюковича, Оселука - из племени бурчевичей и Седвака - из кулобичей. Кроме этих племен тут находились еще токсобичи, елтуковичи, отперлюевичи, етебичи, терьтробичи. Против них владимирские, рязанские и муромские князья организовали крупные походы в 1190 и 1199 годах.
Карта распространения памятников боршевского типа
(за основу взята карта, составленная А.Н.Москаленко и А.З. Винниковым):
1 - городища, 2 - селища, 3 - курганные могильники.
На территории нынешнего Новоусманского района сохранились некоторые памятники культуры кочевников. Наиболее интересен из них курган возле села Рыкани, где было обнаружено погребение кочевника, конский скелет, сбруя. Поселение кочевников обнаружили на левом берегу Дона, недалеко от Воронежа, которое можно датировать XI-XII веками. Некоторые из них находились недалеко от древнерусских селений того периода, например, на небольшом расстоянии от него располагалось Тавровское.
Это свидетельствует о том, что в период раннего средневековья имелись факты мирного сосуществования кочевников и древних руссов на территории современного Новоусманского района. Не исключено, что названия рек Тамлык (Томалык) и Чамлык говорят нам, откуда переселились некоторые татарские племена (реки Томь и Чемь находятся в Сибири), а окончание "лык" является в тюркском языке суффиксом.
• • • • •
После нашествия в десятом веке печенегов славяне-вятичи покинули берега Среднего Дона и расселились в глубине Руси. Но в середине XI века этих кочевников потеснили половцы. Это был довольно сложный период в истории страны: приходилось отражать нападения внешних врагов, среди которых самыми опасными были половцы, и решать сложные внутренние дела, связанные с феодальными междоусобицами и закрепощением свободны крестьян. Последние были поставлены перед выбором: либо подчиниться феодалам, либо уйти в такие места, куда они не смогут дотянуться.
Такими местами были южнорусские степи. Многие из крестьян, или, как их тогда называли, смерды, бежали туда и для совместной защиты от врагов, феодалов и кочевников организовывали совместные отряды, которых называли бродниками. Их поселки иногда состояли из нескольких полуземлянок, обитатели которых занимались земледелием, охотой и рыболовством. В трудную минуту они создавали военные отряды.
На территории Новоусманского района находилось несколько селищ, неукрепленных поселений на берегу Погонова озера в XI-XII вв. Они тянутся от сел Каменно-Верховки, Александровки, Новой Аленовки, Бодеевки.
Интересно отметить, что на карте Идриси (XII в.) имеется озеро Ганун, которое можно ассоциировать с озером Погоновым. Особое место в истории этого периода занимает Тавровское поселение, расположенное между Семилукскими выселками (Березовкой) и Таврово, где были обнаружены памятники материальной культуры XII-XIII веков. Оно возникло на остатках культур эпохи бронзы. Здесь были найдены жилища четырехугольной формы размером от 12х7 до 24х14 метров, причем последнее состояло как бы из двух камер, соединенных между собой широким переходом. Оно интересно тем, что в XIII веке венгерский монах Юлиан писал, что при впадении реки Воронеж в Дон находится "замок Воронеж".
Район Таврова примечателен тем, что здесь находился "Червленый Яр", о котором известно из русских летописей и документов, имел города и села. О напряженной обстановке той эпохи свидетельствует находка в Жировском лесу.
В дореволюционные годы при рытье канавы здесь были обнаружены странные погребения. Убитые лежали там в разнообразных позах, словно говорили, что они были засыпаны после какого-то сражения наспех. Воины были похоронены так, как их сразила смерть.
Через территорию Новоусманского района в XII-XIII веках по-прежнему проходила важнейшая торговая трасса Киев - Волжская Булгария, которая нашла свое отражение на картах арабских географов того времени Идриси и аль-Гарнати. Нет сомнения в том, что бродники, жившие в пределах современного Новоусманского района, являлись его защитниками и охраной от нападения кочевников, в период неприязненных отношений с ними, несмотря на то, что последние иногда бывали их соседями.
Татаро-монгольское иго во многом изменило судьбу народов многих стран, в том числе и населявших территорию района. Некоторые из них были уничтожены или забраны в рабство, а их земли были захвачены пришельцами.
Анатолий Кожемякин,
историк-краевед
(Продолжение следует)
Источник: газета "Воронежская неделя" N 39 (2076), 26.09.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012