Веру Яковлевну я, к сожалению, на сцене не застал, зато видел ее уроки в учебном театре Воронежского института искусств. Разбирая тот или иной образ, она с блеском показывала роли, которые репетировали студенты. Показы эти, наверняка, остались в памяти многих выпускников. О работах Дубинского и Романцевой на нашей сцене с восторгом рассказывали и преподававшие в институте актеры Воронежского театра драмы имени Алексея Кольцова, в котором супружеская пара появилась в середине 60-х годов. Их игру приходили посмотреть коллеги даже тогда, когда не были заняты в спектаклях. Профессионализм Романцевой и Дубинского изумлял артистов и зрителей, среди которых вскоре появилось немало преданных поклонников. Пригласил Николая Вячеславовича и Веру Яковлевну в Воронеж тогдашний руководитель театра Петр Львович Монастырский. Дубинский и Романцева были известны в театральных кругах по гастролям Красноярского театра (где они премьерствовали), и прежде всего - по блестящим выступлениям в столице. Дело в том, что замечательный режиссер Александр Дунаев, работавший какое-то время в Красноярске, поставил там впервые в Советском Союзе "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского. Спектакль этот наряду с другими в Москве произвел настоящий фурор. Фотографии красноярцев, среди которых выделялись Дубинский и Романцева, печатали самые разные газеты, уважаемые в стране критики публиковали восхищенные статьи. Актерам предлагали работу в новых театрах и новые интереснейшие роли. Дубинский и Романцева выбрали Воронеж и быстро вошли в репертуар Кольцовского театра. Вера Яковлевна Романцева родилась в Аткарске Саратовской области. После окончания театрального училища была приглашена в Театр юного зрителя Саратова, где сразу же выдвинулась на первые роли. Ее заметили и кинематографисты, приглашали работать в кино. Но война вмешалась в судьбу актрисы, как и в судьбу всей страны, неожиданно и безжалостно, заставив переезжать из города в город и кочевать по сценическим площадкам, превозмогая всевозможные трудности бытия. Ей довелось поработать на театральных подмостках Орла, Свердловска, Ташкента, Красноярска, Днепропетровска... Успела сняться и в нескольких картинах, но осталась все-таки в театре, с которым оказалась связана вся ее жизнь. Актриса, словно бы рожденная для того, чтобы выразить национальный характер. Обладая ярким драматическим дарованием, выразительной органикой, талантом тонкого психологического перевоплощения, она была убедительна в ролях классического и современного репертуаров. Героини ее, всегда достоверные в своем сценическом существовании и внешнем облике, неизменно запоминались. Наряду с образами героинь трогательных и пленительных с годами появились в ее репертуаре роли характерные, комедийные и глубоко трагические, в которых она была столь же неподражаема и органична. Среди наиболее ярких ролей Веры Романцевой - Лариса ("Бесприданница" А.Н.Островского), Бобова ("Фальшивая монета" М. Горького), Софья Ивановна ("Чти отца своего" В. Лаврентьева), Ковалева ("Другая" С. Алешина), Великоманова ("Великоманов" С. Костова), Анна Павловна ("Обыкновенная история" по И. Гончарову). А с 1973 года Вера Яковлевна Романцева преподавала в Воронежском государственном институте искусств вместе со своим мужем Николаем Дубинским. Величавую красоту, достоинство и доброжелательность, редкостное женское обаяние Вера Яковлевна сохраняла до самых последних дней. Голос ее, спокойный и внимательный, запомнился мне по нашим телефонным разговорам и встречам, которые происходили в их дружелюбном семействе. Они с мужем всегда были рады гостям, коллегам и студентам, навещающим их время от времени в небольшой квартире дома, расположенного в уютном уголке Березовой рощи Воронежа. До сих пор помню их лица, прильнувшие к окну, и руки, машущие на прощание…
Владимир Межевитин
Источник: газета "Воронежская неделя" N 39 (2076), 26.09.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"