 |
25.09.12
Встреча для вас. "Платоновский фестиваль не может без кино"
 | Галина Евтушенко. Фото Михаила Вязового | Почетным гостем и членом жюри недавнего IX Фестиваля «Театральные встречи в Никольском» стала Заслуженный деятель искусств РФ, режиссер, сценарист и продюсер Галина Евтушенко, лауреат многих международных и российских кинофестивалей. Последняя по времени награда – "Золотой орел", врученная в марте за фильм "Михаил Ульянов". А я вспоминаю Галю Евтушенко - методиста воронежского кинотеатра "Юность", начало 80-х прошлого столетия, творческие вечера, кинопанорамы и премьеры фильмов, проходившие в "Юности", незабываемые встречи с артистами, которых Галя приглашала на показы фильмов с их участием. Она всегда была человеком творческим, инициативным, а инициатива у нас, как известно, наказуема. И вместо благодарности за хорошую работу ей нередко доставались выговоры начальства - за излишнюю, с их точки зрения, самостоятельность. Когда подули ветры перестройки, она решила круто изменить свою жизнь: уехала в Москву, поступила в аспирантуру ВГИКа, защитила кандидатскую диссертацию, стала преподавать. Казалось бы, жизненный путь определился, но научный академизм плохо сочетался с ее творческой натурой, и, закончив еще курсы режиссеров документального кино, она снимает свой первый фильм - о судьбе актера Геннадия Королькова. Фильм длится всего пять минут, но принес ей первые международные награды. Так и пошло. В ее активе на сегодняшний день несколько документальных и две игровые ленты - "Чердачная история" и "Биржа недвижимости". - Галина, в документальном кино у тебя как бы своя ниша: фильмы о писателях, артистах, то есть о людях творческого труда. А другие тебе неинтересны? - У меня есть пара-тройка лент и о других, если ты помнишь: "Приятного апатита" - о молодежи, закончившей школу в городе Апатиты Мурманской области, ее рассуждения о своей жизни, о планах. И еще "Фантики "Красного Октября" - о художнике, создавшем эскизы фантиков для конфет. Но в основном - да, больше всего меня интересуют люди искусства. Наверное, здесь сказывается базовое филологическое образование, которое я получила в нашем ВГУ. Артисты, писатели, музыканты - рупоры своего времени, они отражают эпоху, и рассказ об их творчестве - это рассказ о времени. - Самый мой любимый из твоих фильмов - "Мейерсольд и Эйзенштейн: двойной портрет в интерьере эпохи" лучше всего подтверждают твои слова. В нем удивительно сочетаются документализм и игровое начало, присущее обоим художникам, и на долю которых выпала столь нелегкая судьба. Ведь оба были раздавлены веком-волкодавом. Скажи, а как к тебе приходят идеи фильмов, и много ли времени занимает подготовительный период? - Да по-разному. В данном случае я готовилась к фильму три года, многие документы были рассекречены ведь совсем недавно. Эта лента принесла мне премию Международного фестиваля фильмов об искусстве в Монреале в 2005 году и была куплена многими странами. Бывает, что поводом служат конкретные даты: 100-летие со дня смерти Льва Толстого в 2010 году - работа над "Полустанком". - Тоже замечательный фильм. - Спасибо. Или вот "Место действия", который я привозила в Никольское, снят к 65-летию нашего популярного драматурга Александра Галина. Фильм о Михаиле Ульянове сделала потому, что очень люблю этого артиста. Картина так понравилась "вахтанговцам", что они хлопочут о показе его на Первом канале в ноябре, в день 85-летия артиста. - Да, кстати, где можно посмотреть твои картины? - Да нигде нельзя. Ты же знаешь, как теперь относятся к документальному кино, которое, кстати, у нас сейчас очень сильное. Наши документалисты получают международные награды, а на родине их никто не знает. Вспомни, в 80-е у нас в "Пролетарии" был даже зал документального кино, делались удлиненные программы, да и телевидение не осталось в стороне. А сейчас или развлекаловка, или трупы - иного не дано. Мне еще повезло - три моих ленты демонстрировали на канале "Культура", и сейчас еще веду с ними переговоры. Они по тематике им близки. - Скажи, а где ты находишь деньги на съемки? - О, это трудный процесс. Пишу заявку в соответствующую инстанцию, где разыгрываются гранты на фильмы. Если повезет, и я выиграю, то за съемки можно быть спокойной. Если же нет - прибегаю к помощи различных благотворительных фондов и даже отдельных лиц. Но это надо ходить, убеждать, а если откажут, болезненно переживаешь. Это самое неприятное в нашей профессии. - А самое приятное? - Поездки на фестивали, особенно если твои фильмы отметили. Хотя работаешь не ради наград. - Вот ты согласилась приехать к нам в Никольское на театральный фестиваль. Каково это после Монреаля, Стокгольма, Берлина? - Ты же знаешь, я не сноб. Мне очень нравился ваш фестиваль. Столько энтузиастов театрального дела, столько интересных спектаклей! Само Никольское - дивное место, где так любовно сохраняется все, что связано с именем Соколовых. Большое впечатление на меня произвела книга Зинаиды Сергеевны Соколовой "Наша жизнь в Никольском", подаренная мне Светланой Сукачевой. Главная улица села носит имя Станиславского - фантастика! Это имя знают во всем мире. На базе Никольского можно было бы создать культурно-туристический комплекс. Музей здесь уже есть, театр тоже. Но необходим высокий уровень сервиса, а в России с этим проблема. - А не загорелась идеей создать фильм о Никольском? - Загореться-то можно, да кто финансировать будет? Все же в это упирается. - У нас, на родине великого писателя Андрея Платонова, образовался свой бренд - Платоновский фестиваль. В нынешнем году он прошел во второй раз. Размах - большой, программы - изумительные: театральная, музыкальная, вернисажи художников, книжная ярмарка, даже чтение на площади вслух прозы Платонова, где могли принять участие все желающие, а начал чтение сам губернатор Алексей Гордеев. Не было только кинопрограммы… - Это большое упущение. Наш с тобой общий учитель известный киновед Сталь Пензин много занимался темой "Андрей Платонов и кино". Есть картины по прозе Платонова, в том числе таких режиссеров, как Александр Сокуров, Лариса Шепитько, Андрей Кончаловский. Есть документальные фильмы о Платонове. Наконец, можно выбрать из фильмов 30-50-х что-то созвучное его творчеству. В общем, надо подумать. Готова стать куратором подобной программы.
Беседовала Людмила Романова Источник: газета "Коммуна" N142 (25970), 25.09.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|