Композитор Александр Алябьев ряд своих произведений создал в Воронеже
Война с Наполеоном победоносно завершилась. В апреле 1814 года император Александр I издал приказ о создании конно-егерского полка, причислив его к гвардейскому корпусу. Туда брали солдат и офицеров легкой кавалерии, особо отличившихся в сражениях. Среди них был и двадцатишестилетний Александр Алябьев.
Весна…Версаль... Душа поет! Только что получив чин поручика, Александр мечтает как можно скорее вернуться к любимому занятию в мирное довоенное время – музыке. Наконец полк сформирован, и ранним майским утром конноегери отправились в долгий поход на Родину. Их кони цокали копытами по мостовым Европы, через места недавних событий. Встречали их цветами, музыкой.
Александр часто вспоминал своих боевых друзей - Дениса Давыдова, Александра Грибоедова, Николая Шатилова, Николая Толстого, Федора Толстого (Американца), братьев Михаила и Николая Бедряг, Федора Глинку, Николая Оржицкого, Александра Бестужева, Петра Муханова, Николая Бороздина... Многие потом войдут в русскую историю, прославив ее своими деяниями, литературными трудами, а кто-то станет прототипом книжных героев. В 1880 году выйдет роман А.Ф.Писемского «Масоны». Главного героя зовут Лябьев. Здесь будут повторены многие факты жизни Алябьева, даже сочинение знаменитой песни "Соловей". Роман отразит трагические последствия одной ночи с застольем и картами, когда в феврале 1825 года его, Александра, обвинят в убийстве гостя, давнего приятеля, воронежского помещика Тимофея Времева. Об этом года три будет судачить вся Москва.
Но это будет потом. А сейчас он торопится в Россию, там его ждут родные - отец, брат, сестры, племянники. Матушка скончалась. Своей семьей он не обзавелся. Особенно хочется повидать младшую сестру Вареньку: она живет в имении мужа Н.А.Шатилова, недалеко от Воронежа, в селе Александровском (ныне район Репного).
Но до поездки в Воронежскую губернию еще пять лет. За это время он станет штабс-ротмистром. Поменяются не раз места службы, пока не придет приказ от 4 февраля 1819 года о назначении его адъютантом командира 4-го резервного кавалерийского корпуса, генерал-лейтенанта Николая Бороздина (1776-1830).
Штаб был в Воронеже. О воронежских годах воина-композитора А.А.Алябьева - наш рассказ.
Как военный он к тому времени был отмечен двумя орденами Анны 3-й степени, орденом Владимира 4-й степени, медалью в честь Победы. О его храбрости знали многие в армии. Как композитор Алябьев имел в своем творческом багаже уже вышедшие в печатном варианте "Новый французский романс", "Большой польский" (полонез), струнный квартет ми-бемоль мажор, два вальса для фортепиано до-мажор и соль-мажор. Все гусары распевали романс на слова Кантакузена "Один еще денек и здесь меня не будет".
Зарегистрированы цензурой в 1818 году (факт выхода в свет ждет подтверждения) четыре романса на слова В.А.Жуковского. В журнале "Для немногих" Алябьев взял текст для песни "Кольцо души-девицы". Но, как многие его произведения, в печати они появились годы спустя. Таким образом, хронологические рамки творчества композитора могут быть фактически гораздо шире.
Но главное не в датировках (хотя для музыковедов это весьма важно), а в той роли, которую сыграли творения Алябьева в истории русской музыки. В последние годы не заявил еще о себе никто из отечественных романсистов, симфонистов, авторов камерно-инструментальных произведений первой половины XIX века. Верстовскому было 16 лет, и он еще не начал заниматься композицией. Варламов, Гурилев, Глинка были моложе его. Дебют "дедушки русского романса" Николая Титова состоится лишь в 1820 году. Так что Алябьева можно считать первопроходцем.
В Воронеж Алябьев прибыл в марте 1819 года, попав в окружение понимающих и поддерживающих его людей.
С генералом Н.М.Бороздиным он мог встречаться в период военной кампании 1812-1814гг. в боях при Лаоне, Краоне, Фер-Шампенуазе (тот командовал 1-й Драгунской дивизией). Командир был личностью весьма незаурядной. Близко знавшие его подмечали блестящий ум, нравственные достоинства, сердечность и прямоту. К тому же он любил музыку. Это последнее и остановило его выбор на помощниках с музыкальными наклонностями. Вторым адъютантом у Бороздина служил князь Сергей Давыдов (1790-1878). Возможно, и он знал Алябьева ранее. Оба были ранены в руку под Дрезденом. А может, и до войны встречались. Светский мир тесен. Позднее, в 1827 году, они вместе сочинят романс "Трубадур".
Александр Александрович Алябьев. Генерал Н.М.Бороздин
Еще один любопытный факт. Генерал Бороздин относился к числу виднейших масонов. Его имя встречается в списках почетных и действительных членов различных лож. Вместе с Михаилом Виельгорским он являлся наместным мастером "Великой провинциальной ложи на Востоке С.-Петербурга", состоял в ложе "Соединенных друзей" (там же были А.С.Грибоедов, П.Я.Чаадаев, П.И. Пестель, С.Г.Волконский, М.И.Муравьев-Апостол), которая боролась с фанатизмом и национальной ненавистью, проповедовала триединый идеал: "Солнце, Знание, Мудрость".
Важно то, что близость Алябьева к деятельным масонам, а к ним принадлежали многие из его друзей - и Федор Глинка, и отставной полковник Александр Поливанов - нисколько не повлияла на композитора, он не примкнул к ним. Тайные заговоры, мистика были ему чужды, более близок был открытый братский дух "гусарской вольницы". Его тянуло к друзьям по оружию, воронежцам - шурину Шатилову, братьям Бедрягам, Денису Давыдову.
В Петербург и Москву с осени 1821 года до конца 1823 года случалось отъезжать часто. Не только командировки были тому причиной. Он как композитор набирал силу, на сценах ставились его произведения, а присутствие автора порой было необходимо. Исследователи ни в военных архивах, ни в письмах не нашли документов, подтверждающих его многочисленные и порой длительные отпуска. Можно предполагать только одно: лояльность командования. При всей своей строгости генерал-лейтенант Н.М.Бороздин, видимо, позволял талантливому человеку совмещать воинскую службу и служение музам.
Повезло Алябьеву! И благодаря этому в воронежский период Александр Александрович сумел окончить комическую оперу "Лунная ночь, или Домовые" (1821г.), подготовить премьеру водевиля Н.Хмельницкого "Новая шалость или театральное сражение" на сцене Большого театра в Петербурге, сочинив музыку в соавторстве с А.Верстовским и Л.Маурером (12 февраля 1822 года). Благодаря успеху Алябьев стал хлопотать о постановке своей "Лунной ночи" в Петербурге. В апреле цензура дала разрешение.
Репетициям помешал арест Алябьева. С 4 мая по 4 июня он просидел в Петропавловской крепости за то, что посмел прийти в театр не в мундире, а во фраке. Правда, во время инцидента композитор сумел незаметно скрыться, и друзья его не выдали, но его, как сейчас говорят, "вычислили". Назначенную на июль премьеру отменили. В октябре скончался отец, А.В.Алябьев, прослужив беспрерывно на военном и гражданском поприще 61 год. Надо было оформлять наследство.
Премьера состоялась только в июне 1823 года. Автором либретто был его друг Петр Муханов, который жил в Воронеже в 1821-1822 гг. и преподавал в Военно-сиротском отделении.
До конца пребывания на службе в Воронеже Алябьев продолжал творить - сочинил, например, музыку к водевилю М. Загоскина "Деревенский философ", ноктюрн для валторны, фортепиано и струнного квартета, ряд романсов. Некоторые исследователи предполагают, что в эти же годы он сочинил музыку к инсценировке "Кавказского пленника" по пушкинскому сюжету для домашнего театра с музыкой, песнями и декламацией.
В ноябре 1823 года следом за Д.В.Давыдовым в отставку ушел и "капитан Алябьев подполковником с мундиром и пенсионом полного жалованья". В Воронеж он уже не вернется. Его судьба будет складываться неровно, порой трагически. Об этом можно узнать из многочисленных книг, но воронежский период композитора изучен мало. Наш музыковед Ю.В.Воронцов начал свои исследования в середине 1980 годов, но не успел довести их до конца. Краеведам он путь обозначил. К нему требуются усилия, кропотливость и удача.
Надежда Красикова,
заведующая методическим отделом СГБИ имени А.С.Пушкина
Источник: газета "Коммуна" N140 (25968), 21.09.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012