Замечательного советского дирижера и педагога Анатолия Алексеевича Людмилина в равной мере можно назвать сыном Украины и России. Родившийся в Киеве 19 июня 1903 года и окончивший там же консерваторию, он половину жизни провел в России, где оказался особенно востребованным.
У сына киевского музыканта не было сомнений в выборе жизненного пути – только музыка. С 14 лет он - артист оркестра Киевской оперы. Будущему дирижеру помогло владение несколькими музыкальными инструментами. А главное - наставники. В Киевской консерватории его педагогами были Р.М.Глиэр по композиции, М.П.Штейнберг и А.М.Пазовский - дирижирование.
С 1924 года Людмилин - дирижер оперных театров Киева, Баку, Ростова-на-Дону. Расцвет его дирижерского искусства следует отнести к концу Великой Отечественной войны. Начиная с 1944 года, он более 10 лет работает главным дирижером Пермского театра оперы и балета. Это был период становления театра, ставшего одним из лучших провинциальных творческих коллективов Советского Союза. Анатолий Алексеевич организует регулярные симфонические концерты в Перми, где звучала, в первую очередь, классическая музыка (М.Глинка, М.Мусоргский, П.Чайковский, С.Рахманинов и др.).
В Перми он стал Заслуженным артистом РСФСР (1945), Заслуженным деятелем искусств РСФСР (1953). В таких крупных городах, как Свердловск и Харьков, он сочетал дирижирование с преподаванием в консерватории, имел звание доцента. За заслуги в годы Великой Отечественной войны А.А.Людмилина наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Мало кто из дирижеров, как Людмилин, уделяли такое большое внимание советской опере, таким композиторам, как Т.Хренников, И.Дзержинский, О.Чишко, А.Спадавеккиа, В.Трамбицкий. В репертуар руководимых им оперных театров входили сочинения, которые могли заинтересовать не терпящих шаблона, думающих и ищущих музыкантов. Такими для Людмилина оказались опера харьковского композитора Н. Юхновской «Павел Корчагин», опера Шехтера "Пушкин в изгнании" в Свердловском театре, "Иван Болотников" Л.Б.Степанова в Перми.
При Анатолии Алексеевиче в Пермском театре впервые зазвучали оперы Марьяма Коваля "Севастопольцы" и Л.Степанова "Иван Болотников", отмеченные Сталинскими премиями. Поэтому, когда в 1962 году Людмилин, признанный мэтр, успешно работавший в Харькове, был приглашен в Воронеж, ему было над чем подумать. В Воронеже надо было заново налаживать театральное хозяйство. А ему уже исполнилось 60 лет. Беспокойный характер, тяга к новым людям, новым задачам заставили откликнуться на приглашение из Воронежа.
К тому времени здесь работал театр музыкальной комедии. Его открыли еще в 1931 году на основе передвижной труппы Л.А.Лазарева.
В 60-е годы прошлого века в Воронеже, благодаря деятельности главного балетмейстера К.Муллера, главного художника В.Цыбина и приехавшего А.Людмилина был заложен фундамент для классического оперного и балетного репертуара. И как всегда, Людмилин не повторял репертуар столиц. Событием в Воронеже стали постановки опер А.Флярковского "Дороги дальние" (1960) и А.Спадавеккиа "Огненные годы" (1960).
Воронежский театр успешно работал при своем новом неутомимом главном дирижере. Но ему оставалось всего лишь 4 года - 16 декабря 1966 года Анатолия Алексеевича не стало.
Память о Людмилине воронежцы бережно хранят. На доме N 14 по улице Средне-Московская, где жил замечательный музыкант, в его честь установлена мемориальная доска.
Валерий БЕРЛИН,
член Союза писателей России
Источник: газета "Воронежская неделя" N 37 (2074), 12.09.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012