 |
11.09.12
Яркие звезды Никольского
Культура | В девятый раз под эгидой Воронежского областного центра народного творчества собрались на фестиваль «Театральные встречи в Никольском» коллективы народных театров
На этот раз коллективов было 11, и если вспомнить, что в иные годы в конкурсе соревновались всего лишь 5-6 театров, то рост участников впечатляет. Особенно радует количество молодежи, принявшей участие в спектаклях. Значит, волшебство театра продолжает притягивать, а это залог его неувядания. Порадовала и отремонтированная крыша бывшего господского дома Соколовых – здесь теперь музей. Есть постоянная, собранная из подлинных вещей, оставшихся от владельцев усадьбы, а также предметов крестьянского быта. В дни фестиваля экспозиция расширяется за счет экспонатов Воронежского областного краеведческого музея (оформители - художник Наталья Харина и старший научный сотрудник музея Галина Поцелуева). Выставка переносит нас на сто лет назад, во времена приезда в Никольское Константина и Зинаиды Соколовых - создателей первого в Воронежской губернии крестьянского театра. Жаль, что расположенный по соседству хутор Эртиль, где жили участники фестиваля, производит далеко не лучшее впечатление. Продолжает разрушаться дом писателя Эртеля, затянут тиной красивый пруд, и хотя поставлены памятные таблички, хозяйской руки не чувствуется. Не первый раз пишу об этом, но сдвигов пока маловато. Меж тем, через два года фестиваль будет отмечать юбилей - двадцатилетие своего существования. Хочется надеяться, что хотя бы к этой дате облеченные властью лица смогут порадовать гостей и участников переменой участи фестиваля. Тем более что растет не только количество участников, но и качество самих спектаклей. На этот раз практически не было ни одного слабого или беспомощного в актерско-режиссерском плане произведения. А уж разнообразие авторов, жанров, художественных решений просто изумляет! Иногда думалось: не настало ли то время, о котором когда-то в фильме Рязанова "Берегись автомобиля" говорил герой Евстигнеева: "Есть мнение, что со временем народные театры окончательно вытеснят профессиональные". Это, конечно, шутка, но в каждой шутке, как известно, кроется доля истины. Итак, что же мы увидели?
У кого что болит
Большинство представленных спектаклей - о нашей нынешней реальности. Информации к размышлению - море! Людей волнует, что произошло со страной и с народом после глобальных исторических сдвигов недавнего прошлого. Они пытаются осмыслить нравственные проблемы в стремительно меняющейся жизни. Они стремятся понять истоки того, что случилось. Так, в спектакле Панинского театра "Вдохновение" "Кто-то должен уйти" по пьесе В.Красногорова действие происходит в брежневские времена, но в нем нет никакой ностальгии. История о том, как в некоем советском учреждении кандидатом на увольнение по сокращению штатов становится самый работоспособный человек - горькая и очень узнаваемая. Режиссер Юрий Заздравных весьма точно воссоздает на сцене атмосферу того времени, актеры емки в раскрытии характеров до боли знакомых типажей, образуя ансамбль индивидуальностей. Это наше прошлое, где были перевернуты нравственные понятия, срезонировало в настоящее. Об утрате нравственных ценностей и спектакль "Мне по этой травке ходить не находиться…" по рассказам Ф.Абрамова Заслуженного работника культуры РФ Надежды Лизневой (народный театр Бобровского РДК), где использованы записи выступлений писателя. И хотя спектаклю присущ некоторый надрыв, он идет тоже от боли за страну и народ. И вот на сцене разворачивается уже жизнь в современной реальности. Победители прошлого фестиваля народный театр Бутурлиновского РДК представил превосходную пьесу Л.Разумовской "Бесприданник" (удивляешься слепоте профессиональных театров, прошедших мимо этого произведения). Пьеса тонкая, ироничная, наполненная культурными реминисценциями, а порой и прямыми цитатами из классической русской литературы (даже в названии перекличка с известной драмой А.Н.Островского).
На сцене - актерский ансамбль бутурлиновцев. Фото Михаила Вязового
Текст полон нежности и грусти по отношению к уходящим ценностям. Конечно, всей тонкости пьесы бутурлиновцы не уловили и не раскрыли (режиссер Николай Вакула). Их привлекло другое - современные типажи. И здесь уж они развернулись в полную мощь. История битвы в брачном агентстве "Один плюс" оголтелых баб за единственного жениха Ивана Кузьмича (его роль прекрасно исполнил сам режиссер) и смешна, и страшна одновременно. Выразительно прописанные драматургом различные типы современных женщин от пожилой бывшей колхозницы тети Паши (достоверная Полина Шакирзянова) до энергичной бизнесвумен Фроськи Козодуевой (яркая разбитная Татьяна Мухортова) поданы актрисами несколько шаржировано. Слишком всплескивает ручками инфантильная библиотекарша Томусик (Ольга Макаревич), чересчур жеманится писательница Марго (Вера Сачивко), чуть-чуть более чем нужно деловита Вика (Екатерина Давыденко). Но эта утрировка только усиливает жизненную достоверность персонажей. И когда по ходу сюжета с персонажами начинают происходить всякие метаморфозы, когда Фроську разоряют конкуренты, взорвав ее ларьки, сквозь вульгарные наслоения вдруг проступает подлинное лицо Фроськи - энергичной девахи, настоящей героини нашего времени, использующей те возможности, которые предоставляет жизнь сегодня, но не ставшей от этого циничной. Она легко дает Томусику тысячу долларов на поездку в Эмираты, она готова возвести монастырь и сама стать настоятельницей - и все от широты и щедрости душевной. Эта же тема внешней вульгарности, под которой на самом деле скрываются внутренняя доброта и широта натуры, разрабатывается в спектакле Лискинского народного театра "Шесть блюд из одной курицы". Автор - небезызвестная Ганна Слуцки, на счету которой сценарии нескольких сериалов. Сериальный подход ощутим и здесь, но режиссер Маргарита Повышева и ее артисты успешно преодолевают упрощенность заданных характеров. Спектакль поставлен на Ирину Горбатенко - актрису яркую, сочную, темпераментную. И действительно, ее Мать вбирает в себя черты всех матерей мира. Роль отличается разнообразием красок, приемов, актерских "фенечек", щедро демонстрируемых актрисой. От этого в спектакле даже произошел некоторый перекос: сын, ради которого она так старается, и его избранница на фоне Горбатенко выглядят бледно, и осознание того, что Мать все-таки смиряется с происшедшим, как-то не сразу приходит. Помимо этой троицы, в спектакле есть еще три женщины, которых Мать, также создавшая брачное агентство, прочит в невесты сыну. И снова перед нами три женских характера, попавших в нелегкие условия жизни. Хотелось бы выделить Светлану Суслову (Илона), которой тоже удалось сквозь вульгарную оболочку прорваться к сути современной женщины, в которой унизительность нашего существования не уничтожила доброты, участливости, сострадания. Показывая жизнь без прикрас, спектакли эти все равно говорят о жизнестойкости, о проверке на прочность и создают ощущение: и это преодолеем!
Классика - очами свежими и нынешними
Приятно удивил Острогожский народный театр, который раньше на этом фестивале никогда не был в лидерах. На этот раз спектакль "Урок дочкам" по пьесе незабвенного дедушки Крылова (режиссер Лидия Никитина) порадовал как свежестью прочтения классического текста, так и уверенностью режиссерского почерка.
Режиссер из Острогожска Лидия Никитина. Фото Михаила Вязового
Камнем преткновения для народных театров обычно становится текст. Но то ли Крылов двести лет назад так хорошо написал, то ли режиссер отлично поработал, текст дался артистам легко. Мало того, - он обрел свежесть звучания. Зацикленность дворянских дочек Лукерьи (Надежда Пустовая) и Феклы (Елена Стадникова) на французском языке, их презрение ко всему русскому хорошо проецируется на современность, а горячий патриотизм их отца (вальяжный Валерий Гацков) далек от нравоучительности. Проделка слуги Семена, прикинувшегося французским маркизом (живой, непосредственный Максим Заичкин), несколько отрезвляет барышень, но надолго ли? Спектакль идет в хорошем темпе, сценография и костюмы выше всех похвал. Дебютант фестиваля - театральная студия "Жаворонок" Дома культуры "Восток" (Воронеж) привезла спектакль "Жаворонок" по пьесе Ж.Ануя. Студия родилась только в этом году и сразу - такая сложная пьеса. Интеллектуальная драма, где все напряжение действия - в диалогах, в столкновении идей. Не все, конечно, получилось, но спектакль притягивает прежде всего решением образа героини, Жанны д
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|