Не так давно в селе Народное проходило грандиозное событие – две цыганских семьи, которые живут здесь больше двадцати лет, стали одной. Сергей Юренко взял в жены Маргариту Филонскую, ознаменовав сей шаг большим пиршеством
Свадебная обрядность цыган в этнографической литературе практически не описана, но и к той, что есть, надо относиться с большой осторожностью. Например, в 1838 году петербургская газета «Северная пчела» рассказывала русскому читателю, что жениху из цыган безразлично даже кровосмесительство: "Не зная религии, не знают они и брачных союзов: у них нет законного, установившегося обряда свадьбы. Четырнадцатилетний мальчик берет первую, попавшуюся ему девушку, даже из родных и женится на ней".
Конечно, это глубоко неверный взгляд. Автору казалось, что молодой цыган не обращает внимания на волю родителей: сам выбирает себе жену, сам устраивает свадьбу. Едва ребенок появляется на свет, родители начинают копить деньги на его будущее бракосочетание. Мальчику - денежная сумма для выкупа невесты, а девочке - для приданого. Крупные накопления - залог удачной сделки. Потому что брак у цыган не что иное, как сделка купли-продажи между родственниками двух семейств. Но именно такие обычаи помогли сохраниться цыганам как особой этнической группе.
Гораздо "опасней", если бы цыганская молодежь начала искать счастье на стороне. Чтобы этого не случилось, в таборах шли на упреждение подобного шага. Родители женили детей в тринадцать-четырнадцать лет. Такие ранние браки были нужны, чтобы удержать подрастающее поколение в рамках традиционного образа жизни. Учитывая, что численность цыган не так уж и велика, это была радикальная, но необходимая мера.
Без ранних браков, заключенных по воле старших, цыгане вряд ли сохранились бы как народ. Не имея своего государства, не имея единой территории, или единой веры, они вполне могли раствориться. Надо сказать, что и в наше время возраст молодоженов по-прежнему довольно ранний. Теперь, конечно, крайне редко можно увидеть 14-летних брачующихся. Обычный брачный возраст - в пределах 16-20 лет.
Они давно живут около нас, но много ли мы знаем об их традициях? Проведение свадеб - это особая тема, об особенностях которой мне поведал отец жениха Герман Юренко. Следует заметить, что он в селе личность известная. Редко какой концерт в местном Доме культуры обходился без его вокальных номеров. Сам он - знатный кузнец, не утративший свое мастерство и по сей день.
Так вот, цыганская свадьба имеет массу своих довольно строгих порядков, несоблюдение которых грозит значительными мерами. При выборе невесты большую роль играют ее происхождение, достаток родителей, домовитость, деловые качества и, конечно, красота девушки.
Родители, рассказывает Герман, договариваются между собой о предстоящей между их детьми свадьбе. Традиция красть невест перед свадьбой у цыган - правда только отчасти. Так поступали те женихи, у которых не хватало средств, чтобы заплатить выкуп за нареченную. Кроме того, крали невест те юноши, кому родители девушки не давали согласия на брак. Однако эта традиция для цыганских свадеб уже давно нормой не является.
Самая традиционная пора для свадеб - лето. Если молодые желают официально оформить отношения, то они это смогут сделать лишь после того, как сыграют цыганскую свадьбу, которая, пожалуй, является главным событием в жизни парня и девушки. Маргарита и Сергей - православные христиане, поэтому в будущем у них может состояться обряд венчания, если они посчитают нужным сделать этот шаг.
Одной из главных традиций цыганской свадьбы, пришедшей из глубины веков, является выплата выкупа за невесту. Это знак уважения и компенсация родителям невесты за то, что вырастили для семьи жениха потенциальную работницу. Размер выкупа определяется исходя из богатства семьи жениха. В начале прошлого века он составлял 50-300 золотых. Причем часть его отдавалась в качестве подарка молодым. Сегодня молодым отдают всю денежную сумму.
Молодые в окружении родственников. Фото Жанны Аасановой
…Отмечать свадьбу с самого утра начали одновременно в доме жениха и невесты. Кстати, по словам Германа Юренко, целомудрие невесты является обязательным условием, без которого брак не будет считаться действительным. Так вот, для новобрачных был накрыт отдельный стол, около которого было украшенное деревцо вишни. Угощения для праздничного стола готовили женщины из обоих семейств. Горячие блюда традиционно варили и жарили на костре во дворе дома жениха. Среди них было легко узнать дам замужних и незамужних. Хранительницы домашнего очага не имеют права показываться на людях без платка, с непокрытой головой.
Многочисленные гости то и дело подходили к месту главного пиршества с народными песнями на устах. И вся округа оглашалась таким зажигательным многоголосьем! Мужчины в светлых рубашках и женщины в длинных цветастых юбках потрясающе смотрелись на фоне сельского пейзажа.
Когда появился свадебный кортеж с молодоженами, присутствующие подходили к ним, фотографировались. Улыбчивая красавица невеста и серьезный подтянутый жених явно волновались от всеобщего внимания. Кстати, они успели посетить и могилу отца невесты. Позже присутствующие соплеменники благословляли на счастливую жизнь преклонивших колени новобрачных веточкой ивы.
Идет подготовка праздничного стола. Фото Жанны Аасановой
Накрытые праздничные столы ломились от яств. К слову сказать, свадьба у цыган - главное событие в жизни. Денег никто не жалеет, ведь пышная, шумная, богатая свадьба - дело чести! Оплачивает свадьбу отец жениха. Около двухсот гостей в Народном от души веселились, поздравляли новобрачных со знаменательным в их жизни событием, сами выступали в роли артистов.
Народным песням и зажигательным пляскам, казалось, не было конца. Гулянье затянулось до поздней ночи и продолжилось с раннего утра следующего дня, в который Маргарита и Сергей вступили уже как муж и жена.
Жанна АСАНОВА
Терновский район, Воронежская область
Источник: газета "Воронежская неделя" N 37 (2074), 12.09.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012