«Атомэнергопроект» 5 сентября приступил к монтажу корпуса реактора первого энергоблока Нововоронежской АЭС-2
К этому дню готовились. И все, казалось бы, не раз просчитано, продумано до мелочей. Но, несмотря на это, на лицах всех тех, кто задействован в сложнейшей технологической операции, можно было прочитать волнение. И это объяснимо. Ведь многое, что сегодня здесь воплощается в жизнь, делается впервые.
Да и не стоит забывать, что Нововоронежская АЭС-2 стала первым после длительного перерыва проектом сооружения атомных электростанций в России, возводимых с нуля. Стройка явилась своеобразной лабораторией, где не только апробируются новые методы строительства, новое технологическое оборудование, но и обкатываются кадры атомной отрасли.
НВАЭС-2 сооружается по проекту "АЭС-2006", в котором применена реакторная установка ВВЭР-1200, соответственно, мощностью 1,2 тысячи МВт. Максимальная мощность энергоблоков действующих отечественных станций, в том числе пятого блока НВАЭС-1, - тысяча МВт.
Корпус реактора, произведенный ОАО "Ижорские заводы", сплавили из Санкт-Петербурга на стройплощадку водным путем еще прошлым летом. Иначе, как на барже, доставить целиком столь крупногабаритный груз, который весит 330 тонн и длиной 11 метров, было бы просто невозможно.
Взять такой вес доверили гусеничному крану немецкого производства "Demag" грузоподъемностью 1200 тонн, высотой 110 метров. Мощнее его пока нет во всей России.
На площадку "крепыш" попал в разобранном состоянии на 32 фурах. И уже здесь, под присмотром немецких специалистов, собирался. Кран впечатляет не только своими размерами, но и техническими возможностями. Под него пришлось создавать специальную площадку, которая выдерживает нагрузку его мощных гусениц.
"Немец", не напрягаясь, словно там и не было этих сумасшедших тонн веса, подняв стальную капсулу, бережно "понес" ее к транспортному порталу, где на 26-метровой высоте установлены специальные тележки (каждая г– рузоподъемностью 200 тонн) и смонтирован рельсовый путь, ведущий вовнутрь здания реактора.
Заместитель директора по сооружению объектов ОАО "Атомэнегопроект", управляющий Нововоронежским филиалом Александр Пендюрин, отметил четкое взаимодействие всех служб и высокую квалификацию специалистов:
-Уникальность операции заключается еще в том, что перемещаются полторы тысячи тонны вместе с краном, который находится в движении. Такой способ монтажа применяется достаточно редко. Но мы все просчитали, и у нас получилось.
Как пояснил зам.директора, это лишь первый, видимый, этап, который завершится перемещением корпуса реактора в гермозону. Затем оборудование с помощью уже внутреннего - полярного - крана установят на подготовленное для него место в шахте реактора на отметке +11.10 метров. Позже специалисты приступят к выверке главного разъема корпуса реактора. Эту работу они должны будут выполнить с ювелирной - до 0,1 миллиметра - точностью. Весь процесс монтажа займет 52 дня.
- Корпус реактора, который мы сегодня поднимаем, - это головной блок новой серии, нового уровня мощности 1,2 тысячи мегаватт. Такого в России еще не было, - заметил директор филиала ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Нововоронежской АЭС-2" Сергей Петров.
По его словам, уникальность и сложность операции заключались еще в том, что более 20 лет в стране не строились реакторы. Известно, что с пуском 30 сентября 1964 года энергоблока N1 Нововоронежской АЭС начался отсчет в истории становления атомной энергетики России.
И в XXI веке Нововоронеж сохраняет статус первопроходца. Реактор, созданный ижорцами, проверку на зрелость пройдет не где-нибудь, а на НВАЭС-2.
Пуск первого энергоблока запланирован на июнь 2014 года, ввод в промышленную эксплуатацию - на декабрь того же года. Второй энергоблок (с аналогичной мощностью) строящейся станции должен быть запущен в 2016 году. Сейчас на площадке НВАЭС-2 ведется строительство 196 объектов, на сооружении которых в общей сложности занято более пяти тысяч специалистов.
Гендиректор ОАО "Атомэнергопроект " Марат Мустафин, предопределяя, что предстоит сделать в ближайшее время, назвал установку парогенератора и монтаж главного циркуляционного трубопровода. К тому же завершается и возведение вытяжной башни градирни, проектная высота которой составляет 171 метр. В России таких уникальных конструкций больше нет. Кстати, на площадке строительства НВАЭС-2 возводится одна градирня на энергоблок вместо двух, как на советских проектах. Тоже можно сказать, российское ноу-хау.
- Из всех ключевых событий монтаж корпуса реактора - это, несомненно, важный этап в сооружении атомной станции. После монтажа корпуса начинается обратный отсчет до физического пуска энергоблока, - отметил Марат Мустафин.
Реактор ВВЭР-1200 - самый мощный на сегодняшний день. У данного типа реакторов - три главных преимущества: они высокопроизводительны, долговечны и безопасны. Срок службы оборудования составляет 60 лет.
Валерий Казанов
г.Н о в о в о р о н е ж
Источник: газета "Коммуна" N132 (25960), 07.09.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012