Естественная убыль населения России в 2009 году была компенсирована на 99 процентов за счет мигрантов. Численность экономически активного населения продолжает снижаться
Полемичная статья Алексея Павлова «Персона "нон мигранта» ("Коммуна", 7 августа 2012г.), анализирующего сложные миграционные процессы в Воронежской области, вызвала живой отклик у наших земляков. Один из комментариев, расширяющих и дополняющих информацию, прозвучавшую в "коммуновской" публикации, поступил из Управления Федеральной миграционной службы России по Воронежской области. Предлагаем его вниманию наших читателей.
Сергей Маршев,
сотрудник УФМС России по Воронежской области
13 июня 2012г. Президент РФ утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025г., принятие которой обусловлено необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития страны, интеграционными процессами на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Одной из основных причин ее принятия явился демографический кризис в Российской Федерации, то есть глубокое нарушение воспроизводства населения России, угрожающее его существованию. Появление кризиса относят к началу 90-х годов, с началом которых численность населения России сокращалась на несколько сотен тысяч человек ежегодно. Наряду с этим, указанная демографическая ситуация осложняется резким уменьшением населения в трудоспособном возрасте.
Несмотря на некоторое улучшение ситуации в последние годы, связанное с уменьшением смертности и повышением рождаемости, демографическая ситуация в России продолжает оставаться сложной. Так, согласно прогнозу Росстата, начиная с 2016г, экономически активное население в стране начнет значительно сокращаться, достигнув критического минимума к 2026г. К 2030г. ожидается относительная стабилизация численности населения страны на уровне 139 миллионов человек. При этом трудоспособное население за этот период сократиться более чем на 11 миллионов человек. Сказанное означает, что без миграции нам никак не обойтись.
Поэтому неслучайно рассматриваемая Концепция, наряду с такими первоочередными целями государственной миграционной политики Российской Федерации, как обеспечение национальной безопасности страны, максимальная защищенность, комфортность и благополучие ее населения, стабилизация и увеличение численности ее постоянного населения, закрепила и такую, как содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе.
Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии страны. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. Так, если в 2006 году естественная убыль была замещена миграционным приростом на 22,5 процента, то в 2007г. - на 54,9, в 2008г. - на 71, а в 2009г. - на 99 процента.
Исходя из этого, Концепция установила в качестве приоритетных задач государственной миграционной политики Российской Федерации:
- создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан, как источник увеличения численности населения страны в целом и ее регионов;
- разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики, как необходимость ее дальнейшего поступательного развития.
В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. Неслучайно конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб.
Вместе с тем, в настоящее время миграционная привлекательность России по сравнению с другими странами, принимающими мигрантов, невысока и распространяется преимущественно на граждан государств - участников СНГ. Мигранты новых поколений, прибывающие в РФ из государств - участников СНГ, во многих случаях обладают низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.
Отсюда одна из стратегических задач: создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего - на долгосрочной основе; содействие адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения и в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов.
К сожалению, прямым результатом отсутствия государственных программ адаптации и интеграции является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. К организации таких программ необходимо привлечь все заинтересованные стороны (правительства стран происхождения мигрантов, самих мигрантов, бизнес-структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.
И, как показывает опыт зарубежных стран, необходимо предусматривать меры по противодействию социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов. Противодействие незаконной миграции, в том числе путем совершенствования мер ответственности за нарушение миграционного законодательства страны, а также совершенствования системы иммиграционного контроля.
Несовершенство действующей системы управления миграционными процессами проявляется в наличии большого числа незаконных мигрантов. Ежегодно в стране от трех до пяти миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.
Девятого августа на заседании Правительства РФ, которое провел Дмитрий Медведев, был принят "Проект плана реализации первого этапа Концепции миграционной политики до 2015г.".
- Ключевая задача - создать цивилизованный и сбалансированный рынок труда, что нам пока не удалось, и обеспечить нашу экономику квалифицированной рабочей силой, - сказал Дмитрий Медведев. - Процессы миграции носят постоянный характер. Их не нужно бояться, но нужно ими управлять, и это, может быть, главное.
Следует иметь в виду, что, согласно Указу Президента РФ от 21 мая 2012г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере трудовой миграции находятся в компетенции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Согласно Положению о Федеральной миграционной службе России, утвержденному постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012г. N711, на последнюю возлагается "осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в РФ и трудоустройства граждан РФ за пределами РФ" (п. 2.8. Постановления).
В соответствии с Федеральным законом РФ от 25 июля 2012г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", последние имеют право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу. В настоящее время работодателем может являться не только юридическое лицо (индивидуальный предприниматель без образования юридического лица), но и физическое лицо.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.2010г. N86 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в законную силу с 1 июля 2010г., граждане РФ получили право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента.
Введение указанного порядка поделило иностранных граждан на две категории. Часть мигрантов по-прежнему осуществляет трудовую деятельность у юридических лиц по разрешениям на работу в пределах квот, установленных Правительством РФ, которые каждый год корректируются. Вторая группа - иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность у физических (частных лиц) при наличии патента.
Что касается экономической эффективности, то только ведение патентов для иностранных граждан, работающих у физических лиц, позволило вывести из миграционной и налоговой тени около полутора миллионов иностранных граждан - выходцев из стран СНГ, которые и ранее находились на территории России и незаконно осуществляли трудовую деятельность у частных лиц. Кроме того, бюджеты субъектов Федерации в 2012г. получили более миллиарда рублей, а всего за время действия патентов - с 1 июля 2010г. - более пяти миллиардов рублей.
Если говорить о Воронежской области, то за период с 1 июля 2010г. по июнь 2012г. в бюджет поступило около 50 миллионов рублей. За 2012г., на 1 июля, в бюджет области поступило 17881000 рублей уплаченного налога на доходы физических лиц иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность только на основании патента.
Наряду с этим, в 2011г. в бюджет Воронежской области перечислено иностранными гражданами за получение разрешения на работу и работодателями за привлечение к работе иностранных граждан 14834000 рублей (2012г. - 9944000 рублей), уплачено штрафов за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации в 2011г. на сумму 2035000 рублей (2012г. - 2051000 рублей).
Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и экономический эффект от трудовой деятельности иностранных граждан. Так, по подсчетам экономистов, каждый заработанный ими доллар приносит в бюджет страны до шести долларов.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012