 |
04.09.12
Дела библиотечные. О ширине пути и подвижном составе
Раритетные издания сродни долгожителям
 | Одно из редких изданий | Приходя в дорожную научно-техническую библиотеку за книгами, многие железнодорожники, особенно молодые, наверное, и не подозревают, что в ее фондах имеются издания, возраст которых близок возрасту Юго-Восточной магистрали, а это ни много ни мало, а уже почти полтора столетия. Когда прикасаешься к таким изданиям, охватывает легкое волнение. Бежишь глазами по страницам, и что ни предложение – то открытие. Вот, вроде бы, хорошо знакомое слово, оно оканчивается на согласный звук, а в конце как-то самонадеянно-геройски обязательно восседает твердый знак, величаемый малопонятной современному поколению буквой «ять». А по соседству вдруг выхватит глаз тоже понятное, родное русское слово, а в нем романтически притаилась путешествующая из одного европейского языка в другой буква "i" с точкой, прозванная нашими предками "и" десятиричная"… Итак, подходим к фонду редких книг, открываем первую попавшуюся из них, читаем: "Подвижной состав и мастерские железных дорог", том I., "Паровозы". Составители: Блюм в Берлине, фон Боррис в Гановере и профессор Технологического Института в Гановере Баркгаузен. Перевел с немецкого на русский язык и дополнил данными о российских железных дорогах инженер В.А. фон Раабен под редакцией Заслуженного профессора Санкт-Петербургского технологического института им. Императора Николая Первого Н.Л. Щукина. Книга вышла в издательстве К.Л. Риккера в Санкт-Петербурге в 1900 году. Авторы Блюм, фон Борис и Баркгаузен в предисловии к тому по устройству и эксплуатации паровозов достаточно подробно объясняют цели и задачи издания, а также исторические предпосылки его появления. Более ста лет прошло после публикации этого тома, но удивляет граждански зрелая, мудрая позиция составителей, их политическая и общегуманитарная эрудиция. Не менее увлекательным выглядит книга "Сооружение железных дорог". Она издана еще раньше - в 1898 году в том же издательстве К.Л. Риккера. Второй том этой серии имеет собственное название "Верхнее сооружение железных дорог" и составлен теми же авторами. Если ознакомиться с некоторыми разделами, например, "Ширина пути", "Рельсовые накладки", "Расположение шпал и расстояние между ними; устройство рельсового стыка" и многими другими, да к тому же внимательно рассмотреть рисунки и чертежи по интересующей теме, даже неспециалисту не трудно понять: за минувшие сто с небольшим лет мало что принципиально поменялось в технологии сооружения верхнего строения железных дорог. Технический и творческий потенциал наших предков настолько глубоко проник в пределы человеческого поиска и обеспечил такой задел на перспективу, что воплощенные в реальные дела открытия и изобретения до настоящего времени остаются технологически актуальными и не стареющими. "Наиболее существенное влияние имеют... предполагаемые размеры и характер движения, - пишут Блюм, фон Борис и Баркгаузен в главе "Общие понятия об укладке верхнего строения и устройств пути", - чем сильнее грузовое движение, тем прочнее должен быть устроен путь, поэтому различают пути: главные, второстепенные и малого значения". В том же 1898 году вышел и третий том серии "Подвижной состав и мастерские железных дорог". В этой книге подробно описываются архитектура зданий и их размеры, вентиляция и освещение, обустройство дворовой территории и места для свалки отходов, станки и инструменты, литейное, кузнечное и меднокотельное производство... Весь этот обширнейший каталог сведений, как и в предыдущем томе, богато обеспечен иллюстративным материалом. В фонде редких книг нашей библиотеки хранится также первый том издания "Содержание железных дорог" из серии "Содержание и эксплуатация железных дорог". Отпечатано оно в 1902 году. Как и в предыдущих книгах, здесь сконцентрированы научно-технические знания, большинство которых по-прежнему актуальны. Достаточно посмотреть на оглавление, чтобы убедиться в этом. Например, в разделе "Содержание пути" подробно, с использованием иллюстративного материала рассказывается о железнодорожном полотне, откосах, содержании оград, наклонах рельса, укладки стрелок и крестовин и многом-многом другом, что мы и сегодня можем наблюдать в Воронеже, когда проходим вдоль железнодорожных станций внутри городской черты. "Устройство железнодорожных станций" вышло в свет в 1904 году. Это увесистый том в шестьсот с лишним страниц. Вот как авторы объясняют смысл публикации: "Основываясь на факте, что уже давно не выходило из печати сочинение, в коем описаны были бы станционные сооружения настоящего периода времени в полном их составе, мы надеемся, что настоящий труд для железнодорожного техника будет полезным пособием для деятельности его и что он представит ему средство со скоростью добыть и применить все ныне руководящие принципы при составлении проектов". Естественно, что время вносит свои коррективы в обустройство современных железнодорожных станций. Разумеется, мы не найдем в тексте составителей упоминаний о современных световых табло, камерах слежения, рамках безопасности, применения компьютерных технологий в обеспечении деятельности зданий вокзалов и особенностях сервиса. Однако основные параметры расположения помещений, обустройство вокзального пространства, условия обеспечения безопасного движения составов в таких местах принципиально не поменялись. Это говорит о прозорливости специалистов тех далеких лет, заложивших магистральное направление в решении технических и технологических задач при обеспечении деятельности железной дороги как основного вида транспорта. Можно назвать чудом тот факт, что эти издания сохранились и находятся в научно-технической библиотеке ЮВЖД, являясь живыми свидетелями славной истории российских железных дорог и, в частности, нашей Юго-Восточной магистрали. Не было под руками у авторов упомянутых изданий ни компьютеров, ни цифровых технологий, зато были научная и техническая одержимость, энтузиазм, высочайший профессионализм и обладание большим, вровень с требованием эпохи знанием. Надо рассказать и об издателе этих уникальных книг. Тем более что в книге, посвященной паровозам, Блюм, фон Борис и Баркгаузен почтительно и с искренней благодарностью пишут о К.Л. Риккере: "В особую заслугу издателя следует поставить, что он, не останавливаясь перед большими расходами, исполнил большое число чертежей, часто по очень трудно обрабатываемому материалу и при том почти исключительно в размере чертежей текста". Карл Леопольдович Риккер был известным российским предпринимателем - издателем и книгопродавцом. Он являлся основателем первого в России специализированного издательства по выпуску медицинской литературы. Первоначально изучал книгоиздательское дело в Германии в фирме своего дяди А. Риккера, затем в Праге, Цюрихе и Вене. В 1858-м приехал в Петербург для работы в книжном магазине А. Мюнкса. В 1861-м стал владельцем фирмы Мюнкса и основал собственное издательство. Авторитет на книжном рынке Риккер завоевал не рекламой и скидками, не выпусками бесплатных приложений — все эти традиционные средства он не использовал в своей деятельности, — а сверхточностью и аккуратностью в выполнении заказов и финансовых операций. Издательская деятельность Риккера началась в 1862-м с выпуска "Фармацевтического журнала" на немецком языке (с 1879-го - на русском). Издательство в дальнейшем выпускало множество периодических изданий ("Российская фармакопея" и "Аптекарская такса" — основные издания для русских фармацевтов, "Медицинский календарь", "Врач" и др.). Кроме того, издательство ориентировалось на выпуск переводной литературы, отечественных научных и учебных изданий. С 1870-х гг. Риккер расширяет свою деятельность: издает универсальный справочник "Записная книга" (5 изданий), журнал "Зодчий", выпускает один из первых в России фотоальбомов — "Амур, Восточная Сибирь, Западная Сибирь и Урал" (1873). Умер Карл Риккер 27 февраля 1895 года в Петербурге. Вот как писала об этом событии одна из самых влиятельных тогда газет "Новое время": "На днях скончался представитель известного книгоиздательства в Петербурге Карл Леопольдович Риккер. Покойный родился в Германии, в Гоарсгаузене, сын доктора. В 1858 г. переселился в Петербург, заведовал книжной торговлей г-на Мюнкса, магазин которого вскоре приобрел в собственность... Это был один из самых добросовестных и весьма знающих книгопродавцев в Петербурге, умеющий прекрасно обставить и свое издательство и свою книжную торговлю, едва ли не самую большую и наиболее серьезную в Петербурге..." После смерти Риккера издательство перешло к его вдове и сыну и прекратило свою деятельность в 1917 году. Раритетные издания сродни долгожителям. И время их ушло, и окружение давно поменялось, а они живут и продолжают нести свет знаний потомкам. Теперь уже и не скажешь достоверно, когда и каким образом эти книги оказались в дорожной библиотеке и, конечно же, это - великая удача, что они сохранились до наших дней.
Наталья Щелокова
Источник: газета "Коммуна" N130 (25958), 04.09.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|