Виталий ЧЕРНИКОВ
Борисоглебск – Воронеж
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало - в NN 126, 128-129)
Проявленная областным отделом по делам искусств чрезмерная щепетильность в выборе репертуара для провинциальной труппы отчасти объяснима, наверное, тем обстоятельством, что1947-й был годом 30-летия Октябрьской революции. К этой дате Иванов предложил поставить «Кремлевские куранты» Н.Погодина. Режиссер увидел в труппе потенциальных исполнителей ролей Ленина, Сталина и Дзержинского.
Если актер и режиссер Юдин возможностью сыграть Ленина заинтересовался, то директор Симягин, которому режиссер предложил перевоплотиться в Сталина, счел предложение слишком ответственным (а то и рискованным). Уговорить его все-таки удалось. Для исполнителей заказали парики.
- Работа предстоит большая, - говорил режиссер в конце июля. - Нужно много прочитать, просмотреть кинокартины, где выведены товарищи Ленин и Сталин, поработать над речью.
Тем не менее, проект заглох. Симягин объяснял это тем, что "не удалось достичь портретного сходства у актера Юдина, который должен был играть Ленина". Спектакль к годовщине Октября, конечно, выпустили, иного быть не могло: к дате догадались привязать "Молодую гвардию". В документах из фондов ГАОПИ Воронежской области эта постановка упоминается в контексте совсем не героическом.
"Среди актерского состава повторяются случаи появления на работу в пьяном и нетрезвом виде, примером этому служил худрук тов. ИВАНОВ, который сам пьет с актерами. Особенно безобразные случаи произошли 8 и 9 ноября на спектаклях "Молодая гвардия". Как выразился один из участников посвященного этой истории закрытого партсобрания, "безобразное явление, что пьяный Гончаров в такой высокой идейной пьесе, как "Молодая гвардия", искажал образ Вани Земнухова перед переполненным зрительным залом".
Мысль иным читателям покажется спорной, и все же: после того, как изучил сотни написанных на мертвом "советском" языке документов (причем язык рецензии на премьеру неотличим от языка протокола), описание подобного ЧП кажется едва ли не глотком свежего воздуха. Только что эти люди вели себя как безликие персонажи послевоенных "пьес о современности", обмениваясь репликами, заимствованными из передовиц "Правды". Но стоило кому-то нарушить дисциплину, уйти в запой, как маска стала деформироваться, сквозь потрескавшийся картон проступило человеческое.
Закончившееся конфузом перевоплощение провинциального актера в Ваню Земнухова выглядит печальной рифмой к пьянству автора поставленного в Борисоглебске романа. А как тут не пить? Не пройдет месяца - и руководителя Союза писателей СССР А.А.Фадеева раскритикует "Правда" за отсутствие в его "Молодой гвардии" "руководящей роли партии". А актеры - что актеры? Продолжат спектакль.
Текучка руководящих кадров - острейшая проблема той поры. Энтузиастов, подобных Трапезникову, тогда, увы, не нашлось. Доступные документы не всегда даже позволяют проследить точную дату очередной смены власти. После Симягина обязанности директора временно исполняла актриса Е.И.Неволина. 7 сентября 1948-го эстафету принял переведенный из Воронежского драмтеатра В.И.Куксенко.
В Воронеже он начинал как актер. В годы войны работал в фронтовых бригадах, вел концерты. В родном театре Куксенко не удавалось добиться ведущих ролей, зато художественный руководитель В.М.Энгелькрон ценил его организаторские способности.
Вряд ли о переезде в райцентр мечталось - но в областном отделе по делам искусств новому директору пообещали, что вернут, если в Борисоглебске тот хорошо себя проявит (и действительно, впоследствии Куксенко стал директором Воронежской музкомедии).
Видимо, он надеялся проявить на новом месте и свои актерские возможности. Судя по датированному 8 сентября акту сдачи-приема дел, театр встречал сезон с убытками. Для улучшения финансового положения Владимир Куксенко предложил применить "социалистический метод труда - соцсоревнование по цехам и каждого работника". Таким образом делались "Вас вызывает Таймыр" и "Московский характер". Чтобы творческий состав выпускал "в более сжатые сроки высококачественные спектакли", необходимо было "максимально использовать внутренние ресурсы" и обходиться в работе без особых затрат.
Владимир Куксенко
Конечно, призыв этот был мерой вынужденной. В 1948 году происходит сокращение кадров - видимо, результат сокращения госдотации театрам. Одних только работавших коммунистов за год уехало из Борисоглебска восемь из двенадцати! Из найденного в ГАОПИ и местном архиве, не очень понятно, случилось это незадолго до смены власти или чуть позже. Нехватку кадров новый директор остро ощутил уже в первые дни работы и оперативно пригласил новых артистов.
Однако возможностей для полноценной работы становилось все меньше. В фонде N67 Борисоглебского архива хранится датированная 10 мая 1949 года докладная записка директора председателю комитета по делам искусств при Совмине РСФСР Н.П.Силантьеву: Куксенко жалуется на новое штатное расписание, в котором не оказалось нескольких необходимых для производственно-творческой деятельности штатных единиц: например, должности художника-постановщика.
"Состав артистического персонала утвержден в количестве 20 единиц. Такое количество артистического персонала не обеспечит осуществление параллельных спектаклей".
(Продолжение следует.)
Источник: газета "Коммуна" N130 (25958), 04.09.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012