Виталий ЧЕРНИКОВ
Борисоглебск – Воронеж
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало в NN 126, 128 )
Зиновий Анчиполовский в книге «Кольцовский Академический» пишет, ссылаясь на воспоминания художника Воронежского драмтеатра Н.И.Данилова: "Одна из осужденных в постановлении пьес - "Самолет опаздывает на сутки" - незадолго перед тем была сыграна в Воронеже, и "руководству театра пришлось не раз каяться в этом". "Положение обострялось еще и тем, - продолжает мемуарист, - что некоторые руководящие воронежские работники готовы были понять постановление ЦК как запрещение любой классики и прежде всего комедий и водевилей. Доказательством этому мог служить отказ редакции газеты "Коммуна" печатать объявления о спектакле "Лев Гурыч Синичкин". На том же самом "Самолете" драматургов Н.Рыбака и Ю.Савченко потерпели крушение и борисоглебцы.
Следующая жалоба артиста Искрина выглядит издевательством над организаторами собрания: "…Кроме того, дирекции надо учесть специфические особенности творческой работы актера и организовать работу так, чтобы у актера было время для самостоятельной работы. Не нужно, например, проводить собрания в выходной день, как это сделали сегодня".
Актер Михаил Искрин
Вопрос, заданный актрисой Брудинской, вызвал, должно быть, оживление в зале: "Почему пьесы плохие пользуются успехом у зрителя, и, ставя их, мы выполняем финансовый план, а пьесы хорошие воспринимаются зрителем хуже, и финплан не выполняется?" Выступавший далее тов. Ремаев был откровенен: "По окончании Великой Отечественной войны создалось мнение о том, что можно давать репертуар полегче зрителю, как комедии, чтобы зритель похохотал от души над ними, это и заставляло нередко браться за легкие пьесы, хотя они были и невысокого идеологического направления. Второй причиной является недостаток новых пьес советских авторов".
А вот что ответил Брудинской тов. Богданчиков: "Плохие пьесы имели успех у зрителя потому, что за годы Отечественной войны агитационно-пропагандистская работа была запущена, и люди привыкли читать всякую литературу и смирились с ней. Люди смирились с плохими книгами, а поэтому сейчас, как никогда, нужно поднять идеологическую работу с населением, чтобы привить ему вкус к высоко-идеологическим книгам, спектаклям и кино, а поэтому мы должны хорошо потрудиться на своем благородном и довольно ответственном поприще. Мы, главным образом, должны вести идеологическое воспитание масс".
1946-й был годом не одного лишь "идеологического воспитания". В феврале начался ремонт Зимнего театра. Он затянулся: в ноябре местная газета обвиняла в халатности и благодушии "бывшего начальника строительно-монтажной конторы Починского и директора театра имени Чернышевского т. Симягина". "Вместо того, чтобы закончить ремонт к маю, Починский "ремонтировал" театр целое лето. Израсходовал 116 тысяч рублей, а сделал очень мало. Починского сменил т. Фадеев, но и он, как видно, решил, что уже осень и летний театр теперь нужен будет не скоро, так что можно не торопиться. А то, что от дождей и снега гниют и портятся сцена, ложи и прочее, не беспокоит т. Фадеева".
Не лучше была и ситуация с театром зимним. 15 сентября репортаж о ремонтных работах появился на развороте "Борисоглебской правды" среди материалов на тему "День четвертой сталинской пятилетки в нашем городе". Хотя тон текста бодр, в финале появляется фраза: "Однако следует отметить, что ремонт внутреннего помещения театра проходит все же очень медленными темпами".
Успеть до зимы не удалось. В декабре директор оправдывался, что забил тревогу, как только стало ясно, что ремонт летнего театра затягивается, "но было уже поздно, и ремонт в этом году сорвался, а деньги, отпущенные на ремонт летнего театра в сумме 150 т.р., уже перечислены стройконторе. В настоящее время состояние летнего театра такое, что срочно необходимо возобновить работу - покрыть крышу, чтобы не засыпало снегом, внутреннюю часть театра. Эту работу необходимо закончить до 15 января 1947 года, тем более что тов. ФАДЕЕВ считает это важным, так как стройматериала потребуется на эту работу мало - кубометра 4 лесоматериала. Дальнейшую работу по ремонту перенести на весну".
Ремонт главного здания был доведен "до состояния возможности открытия зимнего сезона". К установленному горкомом сроку открытия - 25 октября - все равно не успели. Двери для зрителей распахнулись лишь 6 ноября. Вызвано это было тем, что работы проводились хозяйственным способом - в том числе силами рабочих, приглашаемых с рынка. Не хватало стройматериалов - цемента и алебастра. Прораб Трошин признался даже, что за 30 лет работы "впервые работал в таких трудных условиях из-за недостачи материалов и трудности их доставания". Ждать нужное приходилось неделями.
- Лепные работы должны быть выполнены артелью воронежских художников в установленный срок, - продолжал свои объяснения Симягин. - Наблюдение за выполнением этих работ взяло на себя Управление по делам искусств, но оказалось, что окончание этой работы задержалось. И кроме того, изготовление лепных фигур в Воронеже и переброска их в Борисоглебск невозможна - при транспортировке получается большой процент боя, на что составлены акты. Целесообразнее перебросить в Борисоглебск гипс и болванки - и отливку фигур производить здесь на месте.
Не успели оборудовать и место для курения. "Из-за затека курительная комната будет в бывшей физической уборной. Надо открыть окна и хорошо проветрить, что можно будет сделать с наступлением тепла". Работы в уборной предстояло завершить к 1 января 1947-го. Даже не хочется думать о том, что за дух царил на этом участке недоотремонтированного здания.
На январь следующего года область утвердила театру две пьесы - "Сады цветут" и лермонтовский "Маскарад". В документах есть жалобы главного режиссера на областной Отдел по делам искусств, не согласовывающий предлагаемые к постановке произведения. Планировать репертуар более чем на квартал не удавалось. Начальство требовало спектаклей о современности, а материала не было. "Рекомендованные "Дни и ночи", "Далеко от Сталинграда" театру трудно поднять", сокрушался Иванов.
Удачно совпало, что в эти месяцы завершилась работа над "Старыми друзьями" Л.Малюгина - учебным спектаклем, в котором смогли показать себя молодые исполнители из студии.
В феврале пять молодых актрис и два актера показали свои первые творческие достижения на проведенном в стенах театра смотре творческой самодеятельности драматических театров РСФСР. Зритель увидел "Старых друзей" и отрывки из русской классики. Смотр показал: "в театре растет значительная группа молодых, обладающих несомненными данными для того, чтобы со временем стать настоящими артистами советского театра", и с этим мнением консультанта Воронежского отделения Всероссийского театрального общества Н.Данилова были солидарны зрители.
(Продолжение следует.)
Источник: газета "Коммуна" N129 (25957), 01.09.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012