Спустя годы удалось установить причины авиакатастрофы, в которой погиб сын правителя Венгрии
За околицей Колтуновки дорога на Алексеевку выходит на широкий лог, который зовут Калинов яр. Название красивое, но особой привлекательности в нем нет. Едва прикрытые травой пологие склоны, бело-желтые меловые отложения. Лишь зеленеющий в стороне лес да струящаяся рядом Тихая Сосна скрашивают неброский пейзаж. Во время Великой Отечественной войны (тогда – территория Воронежской области) здесь произошел таинственный случай.
Ранним летним утром 1942 года, через несколько месяцев после оккупации нашей местности немецкими и венгерскими войсками, три неприятельских самолета, поднявшись с Иловского аэродрома, взяли курс на Острогожск. Они уже пролетали над Калиновым яром, как вдруг машина в центре потеряла скорость, завалилась набок и, войдя в штопор, начала стремительно падать. Через несколько мгновений она ударилась о землю и взорвалась.
В Колтуновке видели столб дыма и пламени, поднявшийся над местом катастрофы. Сразу же к месту падения самолета на большой скорости помчались немецкие и венгерские автомашины, в небо поднялись десятки истребителей. Советской авиации в небе не обнаружили.
Оккупанты были в большом смятении. Стало известно, что на самолете летел и разбился какой-то важный военный чин венгерской армии. Когда санитары прибыли в Калинов яр, им уже только и оставалось, что вытащить из-под обломков самолета полуобгорелый труп.
Останки погибшего с воинскими почестями были отправлены в Алексеевку, а оттуда - в Венгрию. Старожилы помнили церемонию проводов. Немецкие и венгерские колонны солдат сопровождали гроб на станцию, оркестр играл траурные мелодии.
Прах офицера и обломки самолета увезли, а на месте авиационной катастрофы насыпали три холмика и в центре соорудили сосновый крест. Мемориал обложили меловыми кирпичами, огородили, дорожку посыпали песком и поставили караул.
Через некоторое время в венгерских журналах появились фотографии памятного места в Калиновом яру и описание авиакатастрофы. Мадьярские солдаты показывали эти издания колтуновцам и поясняли, что в яру погиб сын правителя (регента) Венгрии Миклоша Хорти - Иштван, избранный его наместником незадолго перед смертью.
В сообщении для печати говорилось: «Старший лейтенант авиации Иштван Хорти в ходе героического выполнения своего задания с небольшой высоты, требуемой заданием, упал и погиб героем».
Перед изгнанием оккупантов из Алексеевского района в город из Венгрии привезли мраморный обелиск, который предполагалось установить на месте авиакатастрофы. На нем были высечены слова, которые, как полагало мадьярское командование, соответствовали достоинствам вице-регента и его подвигам. Но поспешное отступление в январе 1943 года под ударами советских войск помешало этой затее. Памятник оставили в Алексеевке, он долго валялся на одной из улиц. Позже его разбили и куски мрамора употребили на различного рода строительные надобности.
В последнее время в Венгрии идет переоценка личности правителя Хорти, историки более пристально и беспристрастно анализируют его режим. В связи с этим начато выявление подробностей гибели Иштвана Хорти.
В исторической литературе, посвященной разгрому 2-й венгерской армии в Придонье, по-разному освещается трагический факт. Наиболее распространенная версия настаивает на происках немцев, решивших убрать влиятельную личность, намерения которой якобы склонялись к союзничеству с Англией и США. Советская печать подхватила это утверждение. Газета "Правда" в сентябре 1942 года писала; "В Венгрии гитлеровцы вступили на путь политических убийств…"
Об это подробно рассказал краевед Владимир Бахмут во втором номере "Подъема" еще в 1968 году.
Фото из архива редакции газеты "Заря" Алексеевского района Белгородской области
Недавно в Алексеевском районе побывала группа венгерских и российских поисковиков, которой удалось наиболее точно определить причину авиакатастрофы.
Основную подготовительную работу провел руководитель воронежской экспедиционной группы Виталий Латарцев. К поиску подключились участники белгородского военно-исторического клуба "Огненная дуга" во главе с Алексеем Шевченко и воронежского отряда "Дон" под руководством Михаила Сегодина.
Из Венгрии прибыли семь сотрудников музея авиации при вертолетной базе в городе Сольнок. Инициатором их поездки стал московский поисковый отряд "Тризна", который прежде нашел всестороннюю поддержку коллег при разыскании останков советских самолетов и летчиков, погибших в Великую Отечественную войну на венгерской земле. Этот отряд представлял Борис Давыдов, выполнявший роль переводчика.
Международная группа, с разрешения муниципальной власти, в первую очередь направилась в Калинов яр. Ориентиром для определения места авиакатастрофы послужили данные аэрофотосъемки и современной космической съемки. Подсказывали и старожилы. Поэтому через несколько минут раскопки под самым лесом, на покрытом высоким разнотравьем возвышении, принесли первые результаты. Были найдены мелкие фрагменты самолета, в том числе и характерные заклепки. Позже обнаружили разорванные гильзы личного оружия и куски пружины от обоймы пистолета.
Находки внимательно осмотрели все поисковики, а идентифицировали их руководитель венгерской группы Карой Маго, историк авиации Дьердь Пунка и Лайош Легради. У них не было сомнения, что детали самолета принадлежали "MAVAG Heja", управляемом Иштваном Хорти. К нему же относились фрагменты личного оружия.
На месте раскопок капитан венгерской армии, военный священник Рональд Калингер отслужил молебен по своему обычаю.
Затем группа переместилась на место бывшего Иловского аэродрома, на котором во время оккупации базировалась венгерская авиационная часть и откуда в свой последний полет отправился Иштван Хорти. Там поисковики извлекли множество всяких деталей, в том числе относящихся к вооружению венгерской армии. Часть их пополнит фонды музея-заповедника "Прохоровское поле", часть - передана в Алексеевский краеведческий музей, а некоторые детали венгерские поисковики надеются после официального оформления перевезти на родину.
Войны делают нас врагами. Важно - не допустить прежней ошибки. А солдаты и офицеры - жертвы войны. Имена неизвестных погибших надо установить и сообщить родственникам. Этими соображениями руководствуются российские и венгерские поисковики. Руководствуются и помогают друг другу.
Что же послужило причиной катастрофы самолета Иштвана Хорти?
В ходе дотошного изучения архивных военных документов Карой Маго установил, что дело не в политической подоплеке. Просто для безопасности высокопоставленного авиатора в носовой части "MAVAG Heja" была смонтирована дополнительная броня весом до 180 килограммов. Это нарушило баланс самолета, и на развороте при низкой высоте летчик потерял управление.
Как сказали венгерские поисковики, Правительство их страны намерено восстановить памятный знак на месте гибели Иштвана Хорти. Разумеется, с согласия российских властей. По их предположению, сюда из Лондона может приехать жена погибшего. Ей - 94 года, но она готова к дальней поездке.
Анатолий Кряженков,
г.Алексеевка Белгородской области
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012