Будни АПК | На Чесменском конном заводе, чтобы сохранить традиционную отрасль, самым серьезным образом занялись мясным животноводством
«Любил я перегнать, любил я также встретиться с хорошим рысаком; один миг, звук, взгляд, и мы уже разъехались и опять одиноко летим, каждый в свою сторону», - эти слова, принадлежащие перу великого Льва Толстого, как никакие другие, точно и емко передают характер и нрав орловского рысака.
С полным правом можно сказать: за полтора века, прошедшие с той поры, как были написаны эти строки, орловские рысаки стали еще резвее и еще грациознее. Свидетельством тому – десятки наград, завоеванных Чесменским конным заводом на различных состязаниях. В их числе - и знаменитый приз "Барса", и приз "Кипра", и престижный Кубок губернатора.
Но фактом остается и другое. Какие бы победы ни одерживали Митраж, Зефирный, Боеприпас, Жетон, Желанный и десятки их соплеменников, коневодство на ООО "Конный завод Чесменский", как и в целом коневодство по стране, является убыточным.
И хотя в последние годы Правительство Воронежской области оказывает отрасли немалую финансовую поддержку, средств на содержание лошадей, на племенную работу, на участие в различных состязаниях нужно гораздо больше.
Долгое время выручало растениеводство, но эту роль ему играть все труднее. Ведь при монопольной концентрации сахарных заводов области в руках известного московского олигарха сахарная свекла из прибыльной становится разорительно-унизительной для селян, а засевать львиную долю пашни подсолнечником, как вынуждены поступать во многих других хозяйствах, Чесменка позволить себе не может: лошадям нужны не шелуха от семечек, а овес и сено.
Как в таких непростых условиях сохранить коневодство - настоящее национальное достояние? Как развить его дальше, чтобы и спустя многие годы имя Чесменки звонко звучало на ипподромах страны?
Эти заботы и мысли привели генерального директора ООО "Конный завод Чесменский" Николая Чернышова аж на пятый континент нашей планеты, в далекую Австралию. Восемнадцать часов перелета, обстоятельные переговоры, заключение контракта - и снова восемнадцать часов самолетом в родную сторону. А спустя два месяца, проделав многие тысячи миль по воде, в Россию приплыли, а затем приехали в Чесменку черно-пестрые телочки абердин-ангусской породы. Числом ровно в тысячу.
- Мы остановили свой выбор на этой породе не случайно, - рассказывает Николай Михайлович.- Выведенные в Шотландии, абердин-ангусы легко переносят и жару, и холод. И как показывает опыт нашего Бобровского района, быстро и безболезненно адаптируются к российским условиям. Неприхотливые в содержании, имеют высокий генетический потенциал по мясной продуктивности.
Генеральный директор Чесменского конного завода Николай Чернышов.
Фото Алексея Соловьева
Давно знаю: Чернышов всей душой влюблен в лошадей. И потому слышать его рассказ об абердин-ангусах поначалу непривычно. Но вскоре понимаю: передо мной - Профессионал, беспредельно преданный своему делу.
Пока телочки делали свой долгий путь из Австралии, чесменцы обустроили пастбища на лугах и склонах Прибитюжья. Заботу о спокойном круглосуточном пребывании животных на сочной траве взяли на себя электропастухи. Сейчас неподалеку от села Шишовка завершается строительство комплекса для зимнего кормления. Он - грандиозен: длина одного только кормового стола в одну сторону составляет 1600 метров. Соответственно, столько же и в другую. Причем, что интересно, и зимой животные будут круглосуточно находиться под открытым небом.
- Наша задача - стать племенным хозяйством по разведению абердин-ангусской породы, - продолжает Николай Михайлович.- Для этого у нас есть и знания, и опыт, и желание. Уже в ближайшей перспективе доведем поголовье телочек до двух тысяч. Будем поставлять молодняк тем, кто занимается откормом и получением "мраморного" мяса. Рассчитываем, что новое наше направление станет финансовой опорой и для развития нашей главной отрасли.
- Опыт Шестаково, а теперь и Чесменки Бобровского района, наглядно свидетельствует о том, насколько перспективным становится на воронежской земле мясное животноводство, - добавляет к словам Чернышова заместитель руководителя Департамента аграрной политики Воронежской области Олег Лахов. - При этом мы находимся лишь в начале пути, который может быть интересен для всей России.
Но так думают, увы, далеко не все. В той же Шишовке, недалеко от которой разместил свои пастбища Чесменский конный завод, нынешним летом появилось недовольство тем, что теперь к Битюгу на автомобилях для отдыха так просто не проедешь. Нашлись и такие, которые стали считать, сколько навоза и сколько мочи будет на лугах "от этих черных животных".
Люди словно забыли, что два десятка лет назад по этим склонам и лугам ходили почти две тысячи коров и телят колхозного стада, пять тысяч колхозных овец и более 300 коров с частных подворий. Сегодня нет ни тех колхозных коров и овец, а в самой Шишовке осталось всего 24 коровы. Не раз и не два полыхали за эти годы пожары на заросших бурьяном лугах и облогах, зато был свободный проезд к праздному отдыху с закуской из импортной колбасы.
- Все вопросы в конце концов мы уладили, - подводит черту под уходящим летом генеральный директор Чесменского конезавода Николай Чернышов. - Но осадок все равно остался. Обидно за людей, которые не стремятся вперед. Посмотрели бы на лошадей. Для них стояние в деннике, топтание на месте - это сущее наказание. Для них жизнь - это движение вперед. Вперед они даже не бегут - летят.
Алексей СОЛОВЬЕВ
Бобровский район, Воронежская область
Источник: газета "Коммуна" N125 (25953), 25.08.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012