Любители и профессионалы фотодела во многих странах мира отметили 19 августа Всемирный день фотографии. Нам стало интересно, каковы они — труженики фотокамеры: чем живут, каковы их взгляды на современную фотографию? И родилась идея побеседовать с 26-летней Аленой Арнаутовой, которая сняла много семейных торжеств и не только.
Фотография — это всегда поиск. Поиск важного, интересного факта жизни. Если журналист интерпретирует найденный эпизод словами, то фотограф пытается передать его «глазами», показать, каким он предстал перед ним, когда был "вживую". Фотографически выразить одно и то же можно по-разному.
Можно — по-журналистски, скажем так, фактически, документально. А кто-то изберет для себя иной путь — художественной съемки — и приложит больше усилий для обработки "картинки". Желающий же заработать на кадре больше, чем два предыдущих, пойдет по дороге коммерческой фотографии. И все это будет изображение кусочка нашей жизни, но разными способами.
– Алена, сведущий в вопросах визуального искусства читатель, наверняка, думает: вот еще одна взялась за фотоаппарат и пошла свадебки снимать! Сейчас каждый, кто ни берет в руки камеру, норовит назвать себя фотографом. Как ты относишься к такому?
- Неоднозначно. Ведь лет пять назад и я впервые взяла фотоаппарат в руки. Многие начинающие фотографы размышляют приблизительно так: буду свадьбы снимать и бешеные деньги иметь. Позже, спустя год, перестают этим заниматься, потому что сложно, потому что много ответственности, и не все получается. Именно из-за ложного принципа: кнопочку нажал — вот и фото. В моей жизни почти все время занимает, помимо семьи, любимая работа. Я другую, дополнительную, не ищу. Для меня фотография — не хобби, а профессия.
Алена Арнаутова окончила физический факультет Воронежского государственного университета. Смеясь, она говорит, что полученная ею квалификация "физик-оптик" — это профильное образование, подтверждающее ее знания. И сетует на то, что того самого высшего образования специально для "акул фотокамер" ни в Воронеже, ни в России, фактически, нет. Отсюда и получается, что любой мнимый "маэстро", взявший в руки фотокамеру, часто не готовится к съемке и не готовит к этому моделей - не советует, что надеть, какой образ принять, а лишь отвечает: "Да мне все равно, я все сделаю в любом месте и в лучшем виде!" Очевидно, что подобное заявление звучит очень опрометчиво. Хотя как раз о таком человеке и могут подумать, что перед ними — настоящий профессионал, способный работать в любых условиях.
- Удача улыбается подготовленным, — говорит моя собеседница. — И мне как фотографу важно, где и что я буду снимать. В любом случае, дом, в котором будет совершаться действо, мы не перестроим. И если в нем недостаточно света, работать будет крайне сложно. Ведь в фотографии главное — свет.
Алена часто снимает разные этапы семейной жизни: свадьбы, беременность, супружеские пары с малышами и без них. Не секрет, что передать свадебное торжество — большое искусство, несмотря на то, что в этом деле, казалось бы, много постановки. Умелый фотограф сделает так, что будет сильна и документальная составляющая. Он смешает жанры, "пожонглирует" ими: натюрморт или портрет, добавит "вкусных" эмоций, подумает над особой обработкой.
Осенняя свадьба. Фото Алены Арнаутовой
Вы, наверное, раньше встречали подобные свадебные фотографии: рослая невеста держит на своей ладони малюсенького жениха. Или такой вариант: поднимает его за "шкирку", за пиджак, делая при этом губки бантиком и не то строгое, не то пафосное лицо. Алена подтвердила мои догадки о том, что этот "креатив 90-х" уже почти ушел (и слава Богу!) в анналы фотографической истории. В то время, когда на бракосочетание делались всего одна-то общая фотография из загса и пара штук — жених с невестой, эти кадры были чем-то из ряда вон выходящим.
- То, что мне очень не нравится в таком подходе к изображению брачующихся, так это унижение одного другим, — поделилась своими мыслями молодой фотограф. — На этих кадрах один посыл: я — главная, а муж — у меня на ладони, то есть меньше меня, второстепеннее. Доминирование супруги - налицо. Мне кажется, в семейной жизни это фото станет лишним.
Из современных модных свадебных тенденций уже сходит на нет так называемое махание тряпками, когда через весь кадр стелется или взлетает красивый воздушный шлейф красного, например, цвета. Не спорю, это очень эффектно и стильно, но в этом нет свадьбы. Важно не делать из свадьбы шоу. Это, немного, не тот день. Такие интересные сценарии можно оставить для другого случая. Много сейчас уделяют внимания обработке фотографий: некоторые хотят, чтобы фон снимков был похож на сказку.
- А с какими наиболее абсурдными — в хорошем и плохом смыслах — пожеланиями тебе приходилось сталкиваться?
- Однажды меня попросили не снимать гостей вообще. Невеста показала пальцем, кого именно можно: ее родителей и сестру, потому что родители мужа отсутствовали. Все остальные "фоткались" на свои "мыльницы".
- Возникает резонный вопрос: почему невеста не хотела видеть на фотографиях самого торжественного дня своей жизни других гостей?
- Видишь ли, на этот праздник зовут и тех, кого не очень-то хотелось видеть. Родители, например, пригласили "нужных" людей — своих начальников. Была в моей практике еще одна суеверная пара, которую нельзя было снимать в зеркало и отдельно друг от друга — плохая примета. Есть и такое: невеста весь день носит свой букет и никому его не доверяет — якобы таким образом отдаешь свое счастье. Особенно консервативны в подобных вопросах родители.
Конечно же, в любой съемке есть стандартные просьбы: убрать немилого более сердцу гостя — какого-то там бывшего парня младшей сестры. Просто вырезать в "фотошопе". Частенько встречается и еще одно: "убрать два размера". Это значит сделать на фотографиях девушку постройнее. После вежливого отказа следует фраза: "Ну вы же владеете "фотошопом?" А самое страшное — когда леди сама себе на снимках не нравится. Это уже просто тупик.
Алена не приемлет общепринятые воронежские "свадебно-фотографические" пейзажи: Каменный мост, Петровский сквер или площадка перед театром драмы имени А.В.Кольцова. Она любит снимать пары в их личных, никому другому не известных местах. Местах, важных для истории отношений конкретных молодоженов. Чаще всего это улицы, где и свадеб-то лет сто не видели! Старый центр. Или уютные переулочки с интересным светом. Там не будет места шаблону. Там, скорее всего, будет чистота и не единого окурка. И ни одной "дополнительной" невесты в белом платье на заднем плане. Подобная необычная поездка в ее фотоистории — были в Дивногорье, с выездной росписью и без банкета. Будущие муж и жена — историки-археологи.
Интересно, что больше всего Алена Арнаутова в своей работе любит эту постоянную связь со счастьем в разных формах. Будь то свадьба, беременность, ребенок или семья. Мало кто может похвастаться этим.
Она не идет со съемки домой опустошенной. В ее голове не возникает мысли: "Ух, отснимала — и слава Богу…" Нет и образа "плохого начальника", которого надо бояться, или непрекращающегося желания уйти в отпуск от "всей этой рутины". В общем, не работа, а праздник какой-то получается!
Анастасия Бырка
Источник: газета "Воронежская неделя" N 34 (2071), 22.08.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012