Виктор РУДЕНКО
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало – в N114-116 )
Так и рассматриваем проблему - шаг за шагом. Рафик соглашается со мной, что не владеет достаточной информацией, что чего-то не предусмотрел. Предлагаю: для того, чтобы принять правильное решение, собери информацию у своей агентуры, а потом в совокупности ее рассмотрим и примем окончательное решение. Сбор информации, ее реализация, разработка мероприятий, которые бы привели к ожидаемым результатам, - вот из этого и состояла советническая работа.
Не буду скрывать, против непримиримых главарей, отличающихся особой жестокостью и активно воевавших против правительства, проводили спецакции. На них шли, твердо зная, что это даст результат: и главарь будет устранен, и банда развалена. Как правило, смерть руководителя мятежного формирования, державшего власть в кулаке, практически всегда вела к тому, что банда распадалась.
Спецакции - это то, о чем оперативники не любят рассказывать даже спустя годы. О том, какие «мероприятия» проводили в провинции Фарах, Владислав Григорьевич не стал распространяться. В качестве примера поведал о спецоперации, которую провели "в одной из провинций его коллеги".
Она была направлена против активного главаря бандформирования, с которым не смогли договориться: банда была подготовлена на уровне регулярного воинского подразделения, хорошо вооружена на западные деньги. Поэтому вожак, чтобы не лишиться финансирования из-за границы, и не хотел идти на контакт с народной властью и прекращать боевые действия. Те, кто принимал решение, сочли, что единственный способ ликвидации большого отряда душманов, - физическое устранение главаря. Для выполнения задачи привлекли "кровника", у которого погибло несколько родственников от рук этого бандглаваря.
Оперативники знали, что всех, кто приходит к нему, тщательно обыскивают, поэтому пронести холодное или огнестрельное оружие не представлялось возможным. У него была усиленная охрана, он часто менял местонахождение своего штаба. Как такого осторожного и хитрого "волка" уберешь?
"Кровника" впустили в дом, обыскали, но оружия не нашли. Когда он оказался в одной комнате с главарем, то у него "неожиданно" развязался шнурок на кроссовке. Он поднял ногу в сторону жертвы, пытаясь "завязать" шнурок, и в этот момент сработало взрывное устройство в подошве обуви, начиненное пластидом и осколками: никто из охраны не обратил внимания на "усиленные" подошвы обуви "гостя".
Советские советники в ожидании возвращения с боевой операции афганского оперативного отряда. 1988г.
В первые дни пребывания в Афганистане новый начальник оперативной группы окинул пристальным взором "вверенное ему хозяйство" и… остался недоволен. Уж очень необустроенно жили подчиненные: в саклях - неуютно, пыльно, во дворе - высохший бассейн, от солнца укрыться негде, кроме как в душном помещении.
- Мы располагались в обычной сакле, огороженной двухметровым глиняным забором. Наверху - колючая проволока, металлические банки, чтобы слышать, если кто полезет. На входе в "крепость" стояли два сотрудника царандоя, которые пропускали к нам людей. Внутри "крепости" было несколько строений: сакля, в которой жили советники по линии КГБ. Более просторную виллу занимали партийные советники. Пара комнат была у сотрудников разведгруппы ГРУ. На втором этаже сакли жили шифровальщики, солдаты срочной службы, так называемый "экипаж". Помимо шифровальной работы, на них возлагались обязанности по несению караульной службы. Крупнокалиберный пулемет у них стоял прямо в комнате у окна.
Случаев враждебного отношения со стороны жителей провинции к советникам я не припомню. В кишлаки мы сами не выезжали. Когда я только прибыл в Фарах, думал, что нужно поездить по селениям. А мне руководитель из Кабула и говорит: "Зачем? Языка не знаешь, будешь общаться с людьми через переводчика. А кто знает, как он твои слова переводит?" Как-то он сразу мой пыл остудил.
По городу ходили и ездили спокойно, не опасаясь за свою жизнь. Из достопримечательностей там находился шахский дворец, мы туда комиссии из Москвы водили. За все время пару раз в городе стреляли, да иногда гранату бросят через забор, эрэс прилетит, а так все тихо...
Такая обстановка расхолаживала в плане личной безопасности. Так, автомат иногда берешь с собой - и все. Правда, партийный советник ездил на рыбалку со взводом автоматчиков. Я это объясняю тем, что в этой провинции не было частей Советской Армии, если не считать мотострелкового взвода, который охранял партийного советника. В Фарахруде стоял батальон спецназа, командир - гвардии майор Худяков. У них были "вертушки", своя броня. Они от нас располагались сравнительно далеко. Что мы, что разведгруппа ГРУ занимались оперативной работой и не принимали участие в боевых действиях.
Так вот, когда я приехал и огляделся по сторонам, то остался недоволен: помещения не очень прибраны, ребята спят на овечьих шкурах. Проблем со стройматериалами не было - предыдущий руководитель был строителем по профессии и сделал такие запасы плитки керамической, обоев, ковров, что грех было их не использовать. Я оклеил свою комнату обоями, отделал плиткой, поставил бак с водой - получился хороший душ. Сказал ребятам: смотрите, как можно жить! И другие по моему примеру стали благоустраивать жилища.
Для афганцев такой ремонт был в диковинку и полюбоваться на обустроенное жилье приходил даже начальник МГБ.
Проблем с водой не было. Во дворе пробили артезианскую скважину, стоял японский насос. Если бы брали воду в каком-то другом месте, то не исключено, что нас могли бы и отравить - такие случаи по афганским меркам случались нередко. Починили бассейн во дворе. Сначала все говорили, что он якобы не держит воду, непригоден для использования. Владислав Плигин в это сначала поверил, а потом нашел солдата из "экипажа" - мастера на все руки. Парень сельский, мастеровой, с трудовой жилкой, он очистил бассейн от листьев, осмотрел, подремонтировал. Залили воду. Оказалось, что все он исправно держит. Красота!
Служили офицеры из Казахстана - Талгат и СаматОни почему-то любили спать на улице, и вот ночью, когда их мошки совсем доставали, они с криком бросались в воду...
После этого провели субботник на территории: уже совместными силами соорудили навес из цветного шифера во дворе, провели туда воду - устроили фонтанчик, в котором охлаждались арбузы. Занавесили все коврами, и получилась у них отличная комната на свежем воздухе! Отмечали там дни рождения, принимали высоких гостей...
(Продолжение следует)
Источник: газета "Коммуна" N118 (25946), 14.08.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012