Судебный процесс над панк-группой «Pussy Riot» многих заставил задуматься: есть ли в обществе границы падения безнравственности?
Участницы политико-религиозного перфоманса, устроенного в храме Христа Спасителя панк-группой "Pussy Riot", обличают, по их словам, неправду. Представляют себя разве что не пророками, которые посреди деградировавшего нравственно общества провозглашают светлые идеи. Но сам перфоманс в храме - не нравственный ли это вандализм?
С одной стороны, Русскую православную церковь критикуют за то, что она становится бизнес-структурой; с другой - сами участницы перфоманса делают храм местом политической борьбы.
А сам призыв из записанной группой песни "Богородица – стань феминисткой" - это вообще о чем? В храм приходят для предстояния Богу. В храм приходят, как минимум, для диалога с собой. Испокон веков церковь была местом особых правил, в ней укрывались гонимые, в храм было запрещено заходить с оружием. Мне кажется, так думают не только верующие (я - верующий), но и неверующие, невоцерковленные и атеисты.
Меня беспокоит судебный процесс над участницами группы - в юридической процедуре ощущается заметный привкус политических эмоций, что не может не настораживать. Несмотря на то, что власть и церковь демонстративно дистанцируются от процесса, политический его темперамент очевиден. Где господствуют эмоции, трудно быть беспристрастным. Хотя суд беспристрастным быть обязан.
Еще больше меня тревожит другое. Эпизод, произошедший в храме Христа Спасителя, не выглядит случайным.
Духовный вандализм - дитя бездуховности. "Когда разрушены основания, что сделает праведник?" - спрашивает нас Библия. Я не считаю участниц группы праведницами, я считаю, что игра в безнравственность не менее опасна, чем сама безнравственность, но они - как лакмус, показавшие нам наше состояние.
Пустой желудок — знак социального обнищания. Пустая душа — знак нищеты духовной.
Около тридцати лет назад на экраны СССР вышел фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние". Прозвучала в этом фильме ставшая нарицательной фраза: "Зачем эта дорога, если она не ведет к храму?" Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, думаю: многие ли из нас искренне нашли дорогу к храму? Храмы сегодня в моде, но почитаемы ли? Церковь сегодня часто воспринимается многими как сфера обслуживания — венчания, отпевания, окропления школ, воинских казарм и офисов, а такие перфомансы, как выступление Киркорова с церковного амвона, мое мнение только укрепляют.
Я точно не знаю, что стучалось в сердцах девушек из "Pussy Riot", оказавшихся сегодня не только на скамье подсудимых, но и в центре внимания СМИ, политиков, депутатов и деятелей культуры. Поэтому мне трудно судить об уроках, которые они извлекут из произошедшего с ними лично.
Но урок всем нам преподан: мы не бережем сакральность собственной жизни. Нравственная нетребовательность питает общественное равнодушие. Духовная апатия порождает апатию социальную. А бесстыжие, жиреющие чиновники, беспардонные бизнесмены, покупающие власть - это лишь следствие того, что поколеблены общие нравственные основания. Мы живем непотребно, зарвались и зазвездились, но делаем вид, будто все у нас в порядке. Мы сами выбрали ту жизнь, какая у нас сложилась, а потом удивляемся собственной опустошенности.
Однако не может нравственный вандализм защитить правду. Не может!
Дмитрий Ендовицкий,
ректор ВГУ,
доктор экономических наук, профессор
Источник: газета "Коммуна" N116 (25944), 10.08.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012