В воронежской галерее «Х.Л.А.М» развернута персональная выставка 89-летней Марии Долговой
 |
"Автопортрет" |
Рисовать Мария Федоровна начала лет с пяти – и в какой-то момент ощутила свое увлечение как призвание. Детство она провела в селе Рождественское Воронежской области. Здесь и среднюю школу закончила, причем досрочно. В 1939 году шестнадцатилетняя Мария отправилась в Москву - поступать в Суриковское училище. Успела проучиться в столице два года - потом началась война, и учебу пришлось прервать. Затем была учеба в ВГУ, работа учителем химии в воронежской школе N37.
И все эти годы Мария Долгова продолжала рисовать. В ДК имени Карла Маркса когда-то работал клуб самодеятельных художников "Весна", здесь-то и нашла она зрителей и единомышленников. Некоторые ее работы заинтересовали со временем и профессионалов: так картины Долговой попали в собрания Воронежского художественного музея имени И.Н.Крамского и Борисоглебского музея.
Название для своей выставки она придумала сама: "Человек, войди в XXI век совестливым, добрым и красивым".
Место проведения кажется неожиданным лишь на первый взгляд. Все-таки "репертуарная политика" "Х.Л.А.М"а подразумевает эстетическую пестроту. На проходящих в этих стенах коллективных вернисажах добродушно соседствуют, к примеру, сотворенные основателями Воронежского центра современного искусства инсталляции и образчики наивного искусства.
По двум небольшим залам "Х.Л.А.М"а работы Марии Долговой были распределены тематически. В первом зале - сплошная лирика и романтика. Характерные названия - "Мы на лодочке катались", "Письмо из букета", "Объяснение в любви". Красавица с цветами в руках отдыхает под деревом... Другая (или та же) красавица мечтательно сидит на подоконнике... Кто-то забыл на скамейке букет сирени... И здесь же - ранние, созданные в 1946 году картины: автопортрет художницы и портрет некоего "молодого человека".
Всматриваюсь в лица пары, прогуливающейся на одной из картин - датированной 1983 годом - по лесу. Лицо женщины похоже чем-то на другое, с автопортрета. Да и мужчина рядом, скорее всего, тот же самый. Только теперь он - гораздо старше.
Во втором зале - работы, которые Мария Федоровна относит к циклу "критического реализма". Здесь девушка (похожая на лирических героинь из соседнего зала) готовится ехать на заработки в Турцию - и не известно, что ждет ее там. Здесь живут без надежды на завтра дети пьющих родителей, а богатей равнодушно скупает крестьянскую землю.
"Родители пьют кровь и слезы своих детей". "Враги сожгли родную хату".
Творчески откликаться на злободневные темы художница начала давно. Так, одна из наиболее выразительных и трогательных ее картин с неожиданно поэтичным названием "Родители пьют кровь и слезы своих детей" датирована 1986 годом и явно была вдохновлена развернутой антиалкогольной кампанией. К 2012 году конкретный повод, впрочем, давно забылся, картина от этого стала лишь лучше.
Виталий Черников
Источник: газета "Коммуна" N113 (25941), 04.08.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012