Воронежскому государственному аграрному университету – 100 лет
В старейшем вузе Центрального Черноземья дорожат именами ученых, стоявших у истоков отечественной сельскохозяйственной науки и высшего аграрного образования, и развивают присущий им дух подвижничества
В стенах Воронежского государственного аграрного университета в разгаре не только приемная кампания, но и ремонт зимнего сада и вестибюля Северного входа, который завершится к скорым юбилейным торжествам. А на стенах двух домов в центральной части Воронежа - на проспекте Революции и на улице Алексеевского - 24 июля установили мемориальные доски, так или иначе приуроченные к предстоящему юбилею ВГАУ. Посвящены они академику Константину Дмитриевичу Глинке - первому ректору Воронежского СХИ - и академику Борису Александровичу Келлеру, проработавшему в сельскохозяйственном институте без малого два десятилетия.
Борис Келлер. Константин Глинка.
О вкладе этих ученых в мировую науку, об их делах на воронежской земле мы попросили рассказать декана гуманитарно-правового факультета ВГАУ, доктора исторических наук профессора Виктора ПЛАКСИНА.
- Сразу же хотелось бы уточнить и подчеркнуть: это были не дела, а деяния в самом высоком смысле этого слова, - такими словами начал нашу беседу Виктор Николаевич. - Попробуем хотя бы в воображении и хотя бы на несколько минут перенестись на сто лет назад, в начало второго десятилетия ХХ века.
В огромной стране сельское хозяйство развивается не по науке, а по сложившимся привычкам и традициям. Для исправления ситуации требуется комплекс мер, и в их числе 9 июня 1912 года император Николай II подписывает Закон об учреждении в Воронеже сельскохозяйственного института. Но через два года начинается Первая мировая война, в которой Россия принимает активное участие, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее, уже в 1917 году основные корпуса Воронежского СХИ были готовы принять студентов.
При этом в вузе уже кипит и научная работа! Продолжилась она и в годы Гражданской войны, и последовавшей потом разрухи.
Вот почему, начиная подготовку к 100-летию Воронежского государственного университета, ректор ВГАУ профессор Вячеслав Иванович Котарев выступил с инициативой установить памятные доски выдающимся академикам К.Д.Глинке и Б.А.Келлеру, стоявшим у истоков создания нашего вуза. Идея была активно поддержана Ученым Советом университета, да и на уровне городских властей встретила одобрение и понимание.
Правда, эскизы мемориальных досок пришлось несколько раз переделывать.
- Кто-то вставлял «палки в колеса»?
- Отнюдь. Комиссия по культурному наследию Администрации города Воронежа, в которую входят известные деятели культуры, искусства, краеведы, ученые, оказалась предельно требовательной, предельно дотошной ко всем, даже мельчайшим деталям эскизов мемориальных досок. Все запротоколированные замечания пришлось устранять, а затем вторично представлять эскизы комиссии и опять дорабатывать.
Кстати, многих членов комиссии я знаю лично, прежде всего - историков, краеведов. И теперь мне ясно, что если не будет такого "общественного фильтра", как Комиссия по культурному наследию, Воронежможет заполняться маловыразительными в художественном, а может быть, и в содержательном, отношении малыми архитектурными формами. Теми же мемориальными досками.
Сейчас, когда мемориальные доски академикам К.Д.Глинке и Б.А.Келлеру установлены, понимаешь, что они несут не только определенную информацию об этих выдающихся ученых, но и привлекают к себе внимание своей художественной стороной.
- Виктор Николаевич, если вспомнить, что долгое время Воронежский СХИ, а затем и агроуниверситет, носил имя академика Глинки, то не является ли установление памятной доски ему своего рода просьбой об извинении за то, что теперь ВГАУ носит другое имя?
- Я считаю, что подобные параллели лишены оснований. Тем более что с момента своего учреждения сельскохозяйственный институт носил имя императора Петра I. И сам Константин Дмитриевич увлеченно работал именно в институте императора Петра I. В известные времена вуз утратил это имя - имя великого преобразователя России, оставившего заметный след и на воронежской земле. Возвращение агроуниверситету имени императора Петра I - акт исторической справедливости. А имя выдающегося ученого, первого ректора ВСХИ К.Д.Глинки, которое довольно долгое время носил наш вуз, увековечено памятником ему перед главным корпусом ВГАУ.
Кстати, и парк, где располагается памятник первому ректору, тоже носит имя К.Д.Глинки. Благодаря губернатору А.В.Гордееву он обрел статус охраняемой территории. Установление же мемориальной доски академику Глинке на доме, в котором он жил, приурочено к двум датам - 100-летию ВГАУ, первым ректором которого он был, и 145-летию со дня рождения Константина Дмитриевича.
- А теперь, если можно, подробнее о нем самом.
- Как историк, специально занимающейся аграрной историей, хочу отметить, что Константин Дмитриевич Глинка отличался выдающимися организаторскими способностями и талантом большого ученого. В истории отечественного образования нет другого такого случая, чтобы одному человеку поручалось создать один, а затем другой вуз, что называется, "с нуля", и он с этим блестяще справился.
При этом в Воронеже, например, профессор Глинка был не только ректором института, но и возглавлял строительную комиссию. Построенные под его началом корпуса вуза включены в число памятников федерального значения.
Столь же честно и добросовестно К.Д. Глинка выполнил поручение и новой, Советской, власти, организовав Петроградский сельскохозяйственный институт (ныне Санкт-Петербургский государственный аграрный университет). Здесь он снова становится первым ректором организованного им же сельскохозяйственного вуза.
Кстати, питерцы не забыли увековечить его память, установив на доме, где он жил, мемориальную доску (арх. Т.Н. Милорадович). А надгробие на его могиле (К.Д. Глинка похоронен на Шуваловском кладбище) постановлением Правительства РФ включено в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
- А если коснуться научной, педагогической деятельности К.Д.Глинки?
- К тому времени, когда К.Д.Глинка стал ректором ВСХИ, он уже был признанным ученым-аграрником не только в России, но и в международном академическом сообществе. Более 30 лет профессор Глинка занимался вопросами почвообразования, зональности почвенного покрова, классификацией почв. Он организует и становится первым директором Почвенного института Академии Наук. Как один из основоположников отечественного почвоведения профессор Глинка в 1927 году избирается действительным членом АН СССР, руководит I Международным конгрессом почвоведов, который проходил в том же году в Вашингтоне (США), избирается президентом Международного общества почвоведов.
- А были ли связаны научные исследования профессора Глинки с воронежским краем, или его имя значимо для нас прежде всего как организатора первого высшего учебного заведения в Центральном Черноземье?
- Всю свою жизнь К.Д.Глинка занимался практическими почвенными исследованиями. Он был организатором и участником более 100 экспедиций! А ведь экспедиции и тогда, и сегодня - это и смена климата, и бытовая неустроенность, и холод, и нередко болезни… Под его руководством были проведены почвенные исследования Вологодской, Новгородской, Псковской, Тверской, Смоленской, Калужской, Владимирской, Ярославской, Нижегородской, Симбирской, Полтавской и других губерний.
Глинкой были спланированы и проведены почвенно-ботанические исследования в Сибири и на Дальнем Востоке, а затем в Средней Азии. В результате этих экспедиций были открыты огромные земельные фонды для сельскохозяйственного освоения. Заметное место в исследованиях Глинки занимает и наш край. Впервые почвенными исследованиями Воронежской губернии профессор Глинка занялся в ходе полевой экспедиции в 1901 году, а затем неоднократно возвращаясь с этими же целями в Центральное Черноземье.
Крупным исследовательским проектом, в котором с наибольшей полнотой виден научный вклад профессора Глинки и профессора Келлера в развитие Воронежской губернии, является изучение ее в "естественноисторическом отношении". Подобные проекты были задуманы во многих губерниях России и предполагали изучение потенциала исследуемых территорий в сельскохозяйственном отношении; проведение для этого геологических, почвенных, ботанических, гидрологических исследований. Фактическим руководителем этих работ был К.Д.Глинка, и по научной глубине, широте охвата проблем этот проект не имел аналогов в стране. Личный вклад профессора Глинки и в этот проект таков: на основе полевых материалов была составлена первая почвенная карта Воронежской губернии.
- Вы упомянули имя профессора Келлера, думаю, совсем не случайно. Как неслучайно и то, что теперь в Воронеже увековечено и его имя.
- Действительно, Борис Александрович Келлер как ботаник принял самое активное участие в изучении растительного мира Воронежской губернии в ходе ее изучения "в естественноисторическом отношении". Геоботанические исследования, которыми он руководил в рамках этого проекта, были продолжены и после 1917 года. Ведь Борис Александрович проработал заведующим кафедрой ботаники Воронежского СХИ с 1913 по 1931 год. В эту пору сформировалась воронежская научная школа ботаников, и Келлер стал признанным специалистом с мировым именем в области геоботаники, почвоведения, одним из основателей теории динамической экологии растений.
В 1931 году Б.А.Келлер был избран действительным членом академии наук СССР. Тогда же он стал директором Ботанического сада АН в Ленинграде, а в 1935 г. назначен директором Почвенного института имени профессора В.В.Докучаева Академии наук.
Борис Александрович Келлер - автор более 400 научных работ, был членом многих зарубежных научных обществ. В частности, Германского ботанического общества, Шведского фитогеографического общества и др.
- Действительно, научных трудов и научных регалий у академика Келлера немало...
- При этом важно подчеркнуть, что такие ученые, как К.Д.Глинка, Б.А.Келлер и другие, делали свою науку в основном в "полевых" условиях, в бесконечных экспедициях по нашей стране, о которой мы так мало в то время знали.
Тот же Б.А.Келлер, занимаясь главным образом изучением степей и пустынь, совершил многие десятки экспедиций в Среднее и Нижнее Поволжье, Голодную степь, Среднюю Азию, Сибирь, Алтайский край. Даже само понятие "полупустыня", знакомое всем нам со школьного курса географии, ввел в научный оборот профессор Келлер.
Подчеркну и другое. Этот дух подвижничества, которым жили наши выдающиеся предшественники, в Воронежском госагроуниверситете сохранен и сегодня. Для многих наших преподавателей, ученых рабочим местом зачастую служит пшеничное или кукурузное поле, животноводческая ферма, птицеводческий комплекс. Там ставятся различные эксперименты, апробируются новые сорта, выводятся новые породы сельскохозяйственных животных, внедряются современные системы земледелия. К этому активно привлекаются и студенты.
Так, в новых делах и ни на один день не прекращающихся научных поисках мы продолжаем замыслы Константина Дмитриевича Глинки и Бориса Александровича Келлера. И в этом - лучшая о них память.
Беседу вел Алексей Соловьев
Источник: газета "Коммуна" N107 (25935), 26.07.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012