 |
25.07.12
Авторская колонка. Про... ...Родину и волю судьбы
По воле случая или судьбы — кто как называет — очень часто бывает, что родственники оказываются в разных городах или даже странах. В голове возникает образ: старое дерево, семена которого разнесло ветром, и на разных землях, где они проросли, возникли похожие деревья-дети, а у них — свои... И так далее, по цепочке. Кто где. Кого куда. Вопрос родства — он всегда важен, всегда есть. Любим мы наших родственников или нет, общаемся с ними, видимся или нет — не важно: все равно мы о них помним. Помним об их существовании. Одна кровь, одна семья, одна родина. Родственные узы сильнее любых других заставляют задуматься о том, кто ты: откуда «есть пошла» твоя семья, кто твои предки, какова этимология твоей фамилии? А чем дальше человек оказывается от родины или семьи – тем острее он ощущает связь с корнями, тем чаще размышляет, какой стране принадлежит, тем больше скучает по тем, кого рядом нет. Эту историю мне рассказали в поезде. И мне она очень близка. "Мой прадед родился в селе Букатинка Черневецкого района — это на Украине. А в семь лет, когда его родители умерли, он попал "рабом" в Молдавию — в село Окланда Сорокского района — в семью, которая его воспитала, на которую он работал, которая дала ему имя и фамилию. Были ли у него родные братья-сестры, не известно. По всей видимости, нет. О них никто ничего не знает. Все, что смог рассказать о себе семилетний мальчик, — это имя Астафий и фамилия с окончанием на "чук". Впоследствии узнавали у тех, кто жил в его родном селе, — не то Дипанчук, не то Одеремчук... А стал он — Стрельчук. Причем это вовсе не фамилия его "хозяев" — просто они так решили его "окрестить". И почему-то имя дали другое — Константин. Получился Константин Стрельчук. В двадцать два года познакомился он на базаре с молдаванкой Марфой Федоровной. Поженились. И родили аж десять детей! Хотя для тех времен это была отнюдь не редкость. Надо сказать, никто из них в детстве не умер — почти все прожили долго, до старости. Моя бабушка — шестой ребенок в семье — учительница математики. Муж ее — молдаванин, врач общей практики. Их сын — мой отец — по воле того самого случая или той самой судьбы, о которых я говорила вначале, после окончания института очутился в России. Тогда на то была воля Советского Союза, открывшего границы входившим в его состав государствам, и моей мамы, тогда еще его будущей жены, которая родом из России. А теперь есть я, наполовину русская, наполовину молдаванка (почти наполовину), ставшая вдруг интересоваться, кто откуда, как так вышло и почему. А теперь есть я, которой не дают покоя мысли о "второй родине". Я слушаю молдавскую (или шире — балканскую) музыку, вспоминаю о прадедах, думаю: а не выучить ли мне язык? Всячески и везде хвастовато подчеркиваю, кто я по происхождению, хотя многие и посмеиваются: мол, молдаване все - с мастерками в руках. Понаехали тут", "чурки нерусские". Разумеется, не в глаза, а за спиной. Моя душа (не люблю таких громких наименований) просит и жаждет корней в любом виде. Требует самоидентификации с народом, который я и в глаза-то пару раз всего видела. А в основном — только по рассказам или "на картинках".
Анастасия Бырка
Источник: газета "Воронежская неделя" N 30 (2067), 25.07.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|