Завершается подготовка сборника, в который войдут воспоминания о самом известном воронежском киноведе, ученом и широчайшей души человеке – Стале Пензине. Сегодня мы публикуем одну из глав будущей книги.
Алексей ГОРБУНОВ
г.Воронеж
 |
Сталь Пензин |
Со Сталем Никаноровичем Пензиным я познакомился достаточно поздно. Целых четырнадцать лет - с 1976 года - я жил в Воронеже бок о бок с этим удивительным человеком и не был с ним лично знаком. На первый взгляд, учитывая мой интерес и пристрастие к кино, это выглядит странно, но, вдумавшись, это обстоятельство теперь не кажется мне невероятным.
Я видел Пензина со стороны, и его деятельность не могла не вызывать уважения. О подобной работе я знал не понаслышке. Так, например, наш студенческий дискуссионный клуб в Харькове был закрыт институтским парткомом уже в 1976 году. Потом нас связала со Сталем Никаноровичем дружба длиною более двадцати лет. Именно поэтому я считаю вправе участвовать в сборнике воспоминаний современников Сталя Никаноровича Пензина и воспользоваться этим, чтобы сказать об этом человеке что-то, на мой взгляд, важное.
Несомненно то, что роль С.Н.Пензина в культурной жизни Воронежа, и вообще в жизни города, огромна. А ведь, несмотря на прижизненные статьи, грамоты, дипломы, а также посмертные публикации, роль эта оценена очень мало.
Да, это был величайший гуманист, и частично об этом говорилось. Но много ли в Воронеже было людей, которые в советские годы публично взывали к свободе? Именно так я воспринимал и воспринимаю всю подвижническую деятельность Сталя Никаноровича Пензина.
В те уже далекие семидесятые он нащупал на воронежской почве чуть ли не единственную возможность публичной трибуны, он открыл школу, где провозглашались ценности свободомыслия и прав человека. На фоне казенной идеологии, которую никто ни на йоту не воспринимал, но вынужден был поглощать на всяких собраниях и совещаниях в огромных количествах, сообщения, замечания и комментарии Сталя Никаноровича на занятиях киноклуба, сама его подборка фильмов и сами фильмы языком киноискусства смущали, приводили в замешательство, выводили из оцепенения, демонстрировали неожиданный взгляд на сущее и в конечном итоге освобождали человека.
С первых месяцев пребывания в Воронеже я знал об этой школе Пензина. Это была школа инакомыслия, где самые разные люди, фактически, получали дополнительное образование. Ее посещали мои друзья и знакомые. Киноклуб С.Н.Пензина привносил в город мощную интеллектуальную составляющую, что делало Воронеж более привлекательным, и уменьшал степень провинциальности. Параджанов, Бергман, Иоселиани, Антониони, Шепитько, Годар, Муратова, Вендерс развеивали закостенелые догмы: советские люди, студенты начинали размышлять о «посторонних» вещах.
А в киноклубе была не только подходящая атмосфера поспорить, но там эти самые дискуссии были важнейшей частью всей деятельности, важнейшей деталью школы Пензина. В его киноклубе был основан и развит институт обсуждения. Участники занятий не только думали, но и говорили или учились говорить. Один из многочисленных учеников Сталя Никаноровича - Борис Юхананов, через несколько лет после возвращения в 1981г.
в родную Москву стал не только культовым режиссером с десятками учеников, но и одним из создателей важного феномена в российской культуре вообще и в киноискусстве в частности - параллельного кино.
Юхананов в 1985 году был также одним из основателей знаменитого московского журнала и клуба "Синефантом", действующего и поныне.
В "Синефантоме" показывается альтернативное кино, которое существовало и существует во все времена. Обязательным условием деятельности "Синефантома" являются встречи с авторами фильмов, обмен мнениями и обсуждение просмотренного. И хотя традиции обсуждений (спектаклей, например) в Москве существовали, думаю, что Борис проникся важностью слов после фильма, практикой работы киноклуба именно в Воронеже в середине 70-х годов. Сами обсуждения на заседаниях клуба записываются и представляют культурологический интерес.
Более того, в декабре 2011 года деятельность клуба "Синефантом" номинировалась на самую престижную премию в области современного искусства - премию Кандинского. Так вот, по моему глубокому убеждению, ростки этой крупной альтернативной структуры, которой является "Синефантом", заложил С.Н.Пензин в тех самых семидесятых. И это был только один из десятков примеров, когда ростки школы Пензина дали всходы по всему миру, иногда замысловатым и неожиданным образом.
К Сталю Никаноровичу я пришел в ноябре 1990 года. К тому времени был открыт наш видеоклуб "Видеополис", в фонде которого с самого начала было много "другого" кино. Я подошел к Сталю Никаноровичу после его занятий киноклуба в Доме актера, чтобы показать и предложить ему свой фонд фильмов. Это был хороший предлог, чтобы познакомиться с этим замечательным человеком и при этом сделать что-то конкретное. И Сталь Никанорович оказался рад этому предложению.
Но главное, с первых же дней нашего знакомства у нас сложились очень теплые и доверительные отношения. Повторюсь - мы дружили все двадцать лет. Наш растущий в количественном отношении фонд был открыт для Сталя Никаноровича, который был очень благодарен за это, я же был благодарен Сталю Никаноровичу за его консультации и методологическую помощь.
Шли 90-е, потом "нулевые" годы, страна, казалось бы, менялась. Но "школа" Пензина и не думала соглашаться с тем, что царит. Представитель так называемого российского бизнеса, адепт "золотого тельца" оказывался часто таким же неинтересным, косным, лишенным воображения, как и представитель советской номенклатуры. Молодые экс-коммунисты и экс-комсомольцы-активисты и не могли, даже разбогатев, стать другими. И Сталь Никанорович просто продолжал сражаться против всего пошлого и самодовольного фактически до последних дней своей жизни. И не только в стенах своего клуба. Ведь оружием его были как кино, так и слово.
Я не знаю партии "зеленых" в Воронеже, экологи-профессионалы же на поверку сплошь и рядом оказывались равнодушными функционерами, которые под определенным давлением легко шли на самые вопиющие "исключения" из правил. Особенно это бросается в глаза в районах Березовой рощи и СХИ. Трудно здесь удержаться от восклицаний. До чего же гибки наши чиновники и до чего безразличны к предмету своей опеки. И как страдал от этого С.Н.!
Сталь Никанорович Пензин был единственным настоящим "зеленым", которого я знал. Долго рассказывать, как он истово и бескорыстно боролся за леса СХИ. Это была большая эпопея, требующая от С.Н.Пензина больших затрат сил физических и моральных. Победили, правда, в конечном счете профессиональные экологи: дубрава была уничтожена.
Но у С.Н.были и реальные победы.
Иногда от отчаяния он применял анекдотические приемы в защите городской природы. Приведу только штрих. На улице Тимирязева недалеко от дома N4 нависла угроза над старым прекрасным кленом. Спецработники меланхолично готовились к устранению дерева и в переговоры вступать не собирались. Тогда С.Н.Пензин пошел и купил рабочим бутылку. Клен был спасен.
О человеческих качествах Сталя Никаноровича сказано много, но все кажется - недостаточно. Хотя он почти всю жизнь провел в Воронеже и написал о городе замечательную, просто чудесную книгу, Сталь Никанорович в моих глазах был каким-то "пришельцем", неместным. При огромном количестве учеников, сверстников, знакомых его благородство, его особая деликатность делали его одиноким и в определенном смысле посторонним.
Только один человек полностью его понимал и по-настоящему любил.< Это самый близкий Сталю Никаноровичу человек - его супруга, Альбина Борисовна Смирнова.
Андрея Битова как-то попросили определить слово "культура". Писатель ответил: "Дать больше, чем взять". Эти слова очень хорошо характеризуют Сталя Никаноровича Пензина как воплощение культуры.
Сталь Никанорович, без всякого сомнения, - по-настоящему Почетный гражданин города Воронежа.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 28 (2065), 11.07.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012