Вагонников из Поворино, прошедших огненными дорогами Афганистана, в мирной жизни объединила дорога железная
В Афганистане, как и на любой войне, дорог безмятежных не было. И каждый там шел своею. Той, которую определил воинский приказ. Это потом, выйдя часто с обожженными судьбами, вчерашние школьники, названные воинами-интернационалистами, стали выбирать сами дороги мирной жизни. И опять: каждый – свою. Трое «афганцев» из воронежского Поворино выбрали дорогу железную.
С ними я мог бы и разминуться, если бы не председатель профкома эксплуатационного вагонного депо Лиски Владимир Хренов. "Поедем в Поворино. Познакомишься - жалеть не будешь: на таких основательных мужиках дорога держится. Да и повод есть: мы тут профсоюзные подарки нашим "афганцам" приготовили".
На узле Поворино завязался узел трудовых биографий "афганцев" Сергея Зинченко, Виктора Чигарева, Юрия Николаева. Все трое трудятся осмотрщиками-ремонтниками вагонов на ПТО Поворино. Дорожный стаж Сергея и Виктора перевалил за второй десяток. А Юрий тридцатый год своими руками вагонное железо пробует на надежность. Но каждый из них и сам надежнее железа - потому и доверили всем троим контролировать поезда пассажирские. Там, в "Афгане", они тоже были ради жизни. Воевали и помогали дехканам, делясь последним. И прикрывали, спасали товарищей на спиралях горных дорог.
Сергей Зинченко, Виктор Чигарев, Юрий Николаев. Фото Николая Кардашова
Из троих не поворинец по рождению лишь Сергей Зинченко. Он - из Кировабада (Азербайджан), из семьи советского офицера. По дороге отца после срочной службы пошел и сын. Окончив школу прапорщиков ВДВ в Прибалтике, стал Сергей профессиональным военным. Помотался по многим гарнизонам - от Кушки до Дальнего Востока. За плечами - 255 прыжков с парашютом! На груди - медали "За отвагу" и "Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа". Их 305-й Баграмский полк ВДВ не только прикрывал от налетов и засад моджахедов Панджшерское ущелье, но и помогал местным жителям налаживать мирную жизнь.
О высшем знаке солдатской доблести и славы - медали "За отвагу" - Сергей говорит скупо.
…В кишлаке, полном душманов, остался раненный советский офицер - командир взвода. Но русские своих не бросают. Вытаскивать товарища из душманского кишлака бросился он - гвардии прапорщик Зинченко. Тащил тело раненого на плечах, отбиваясь от наседавших "духов" гранатами и очередями из АКМ. В том отчаянном бою чудом остался жив и сам.
Почему он выбрал Поворино и "железку"? Пойти работать на дорогу надоумил однополчанин еще до "Афгана". Но встречу с мирной дорогой на два года отсрочила война. А развалившие Советский Союз заставили и его, Сергея, покинуть "братскую" республику и сменить автомат Калашникова на инструменты осмотрщика на ПТО Поворино. Так, отдав армейскому строю двадцать лет, военный профессионал Сергей Зинченко встал здесь в другой строй - железнодорожный.
Потомственный поворинский железнодорожник в третьем поколении Виктор Чигарев вошел в пекло "Афгана" восемнадцатилетним пареньком. И стал там тем, кто ошибается в жизни лишь один раз, - сапером. В жаркой от боев провинции Газни полтора года шел впереди автомобильных колонн, вынимая из-под колес на серпантинах дорог душманские мины и фугасы.
А еще Виктор уникален тем, что не дал прерваться семейной традиции надежно служить железной дороге. "Бабушка моя дежурной на переезде работала. Папа - составитель поездов, мама - дежурная. Сын Олег - студент Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта".
А сам Виктор, вчерашний воин, пришел на "железку" вместе с женою, экипировщицей поездов, аккурат 23 февраля 1993 года - в День Советской Армии (так тогда назывался этот "мужской" и мужественный праздник). Выходит, был парень воином-защитником в "Афгане", защитником же остался и в мирной жизни, сменив щуп сапера на щуп осмотрщика выгонов. Только защищает теперь дорогу и людей на ней не от мин и фугасов, а от возможных опасностей, таящихся в вагонах.
Юрий Николаев до войны в горах Афганистана успел два года послесарить в вагонном депо родного Поворино. В Афгане служил в Кабуле. Но его "Кабул", как оказалось, - это сотни километров минированных и простреливаемых горных дорог и перевалов. По ним военный водитель Николаев доставлял из Термеза продовольствие и боеприпасы для воюющей 40-й армии. В кабине грузовика, "защищенного" лишь лобовым стеклом, не спасали ни бронежилет, ни автомат Калашникова. Выручали лишь личное мужество водителей да сталь нервов. Да вот такие ребята, сидящие сейчас рядом с ним, - Сергей Зинченко и Виктор Чигарев.
После войны Виктор закончил Лискинский техникум железнодорожного транспорта. И снова - пассажирский парк на узле Поворино. Шестой год работает старшим осмотрщиком-ремонтником вагонов. О работе говорит с солдатской ответственностью: "Расслабляться нам нельзя ,з а нами - люди и безопасность движения".
Вот такие они, поворинские "афганцы"-железнодорожники. Три их афганские судьбы-дороги такие разные, но каждая - героическая. Четвертая, железная, стала для них в Поворино одной судьбою.
Николай КАРДАШОВ
г.Поворино, Воронежская область
Источник: газета "Воронежская неделя" N 27 (2064), 04.07.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012