Удивительное милосердие проявляют мировые суды Воронежской области к тем, кто подвергает опасности жизни граждан
Больные, идущие на прием в поликлинику, жильцы всевозможных домов-интернатов, ученики, бегущие на медосмотр в кабинет школьного врача, никогда не думают о профессиональных способностях людей в белых халатах. Мы все уверены в том, что медработники, слушающие нас фонендоскопом, просвечивающие рентгеновским аппаратом, проводящие разные манипуляции, обладают всеми необходимыми знаниями. И эти знания удостоверены соответствующими документами – лицензиями и дают право на тот или иной вид медицинской деятельности.
В большинстве случаев так и есть: руководители лечебно-профилактических медучреждений строго следят, чтобы врачи, фельдшера, медсестры имели необходимые разрешения на те виды деятельности, которыми занимаются.
Конечно, пациенту вовсе не обязательно думать о наличии таких разрешений у медработников. За него это сделают специалисты Росздравнадзора, которые регулярно проверяют ЛПУ и те социальные службы, где организована своя медицинская помощь. Как правило, никаких проблем при такой проверке не возникает, потому что Положение о лицензировании действует давно, и все медики хорошо знают, что лицензия, словно свидетельство о рождении, всегда должна быть в целости и сохранности.
Но беда российского общества в том, что необходимость соблюдать правила многие не считают обязательным.
Вот, например, 17 февраля нынешнего года специалисты Росздравнадзора приехали с проверкой в Нововоронежский комплексный центр социального обслуживания населения. Начали проверять и выяснили, что в отделении для несовершеннолетних работает медбрат А.Любавин, но сертификата для этой деятельности не имеет. И у медсестры Т.Беляевой тоже не обнаружилось соответствующего документа.
Руководитель центра Ирина Зарубина стала объяснять, что оба работника добросовестно исполняют обязанности, и нареканий на их работу нет. Постановление Правительства страны о лицензировании медицинской деятельности действительно нарушено, но нарушение не столь велико, чтобы придавать ему какое-то значение. Однако проверяющие значение придали, составили протокол об административном правонарушении, в результате чего руководитель комплексного центра должна была бы уплатить весьма солидный штраф.
Кто-то удивится и даже возмутится такой принципиальностью: «Вот, мол, проверяющие сделали из мухи слона. Ничего ведь не произошло, и никто не пострадал…».
Правильно, никто не пострадал. А если бы пострадал, кто бы стал отвечать? В первую очередь - работники Росздравнадзора. Почему не проверяли как следует, почему попустительствовали нарушениям?
Всеобщая беда нашей жизни в том, что мы готовы оправдывать тысячи и тысячи мелких нарушений. Даже удивляемся, когда въедливые служители закона требуют выполнять все так, как написано в правилах, инструкциях и предписаниях.
В райцентре Репьевка тоже есть комплексный центр социального обслуживания населения. В нем получают помощь селяне пожилого возраста и инвалиды: медсестры должны делать им перевязки, внутримышечные инъекции, измерять артериальное давление. В иных семьях такую доврачебную помощь навострились делать сами домочадцы, но в случае осложнений они и будут отвечать за свои действия.
В госучреждении помощь могут оказывать только медработники, имеющие сертификат. Таково требование закона. Директор Репьевского центра Валентина Тимошенко решила игнорировать его и назначила работников медико-социального отделения Е.Черникову и Н.Некрасову, не имеющих сертификатов по специальности "сестринское дело", оказывать медицинскую помощь нуждающимся. Тот факт, что два года их деятельности прошли благополучно, можно объяснить благоприятным стечением обстоятельств. Но это вовсе не освободило Валентину Тимошенко от административной ответственности. В соответствии со статьей Кодекса административных правонарушений, она тоже должна была бы оплатить весьма солидный штраф.
Директор Таловской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Виталий Овчинников принял на должность стоматолога зубного врача Светлану Суворину, не имеющую высшего медицинского образования. Естественно, не обладая необходимыми знаниями, она допускала в своей работе немало ошибок. В дальнейшем они могут отрицательно сказаться на здоровье ее малолетних пациентов. И этому грубому нарушению положения о лицензировании Росздравнадзор дал соответствующее толкование и определил меру наказания директору школы.
По закону, протоколы об административных правонарушениях рассматривает мировой суд. Соглашается с оценкой "грубого нарушения лицензионных требований и условий" и мерами наказания виновных или же, аргументируя, отвергает ее. Удивительно, но мировые судьи районов решительно отвергли жесткую позицию Росздравнадзора. По мнению Ирины Хариной (Нововоронеж), Раисы Мельниковой (Репьевка), Ирины Гавриловой (Таловая), все правонарушения, обозначенные в протоколах, являются малозначительными и достойны только устного замечания.
Впору задать этим юристам вопрос: могут ли быть малозначительными правонарушения, если законодательно они определены как грубые, влекущие за собой существенную угрозу жизни и здоровью социально незащищенных слоев населения?
Не хочется влезать в дебри юриспруденции, но, быть может, некоторым юристам следует освежить в памяти Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в котором установлено понятие малозначительности.
Более того, решения некоторых мировых судей вообще удивляют своими новациями.
Так, мировой судья Алексей Кавешников (Таловая) вообще не стал рассматривать дело об административном правонарушении директора Тишанского дома-интерната для престарелых и инвалидов Нины Прохоренко. Судья поставил в вину работникам Росздравнадзора, что они не разъяснили виновной положения ст.51 Конституции РФ, что нарушило права и законные интересы директора.
Хотелось бы спросить правоприменителя Алексея Кавешникова: какой нормативно-правовой акт обязывает должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении разъяснять виновному положения этой статьи Конституции?
- Мы посчитали, что отказавшись, по надуманной причине, рассматривать дело об административном правонарушении, судья Алексей Кавешников вынес ошибочное определение, - говорит юрист Росздравнадзора Ольга Осис.- Обратились с жалобой в Таловский районный суд, он поддержал наше мнение и обязал мировой суд рассмотреть дело по существу.
Да, от нарушений, которые выявляются в различных медицинских и социальных учреждениях, никто пока не умер. Так что же будем ждать печальных прецедентов? Нужно ли спускать все эти "мелкие" несоблюдения норм и правил "на тормозах" и дожидаться, пока они наберут критическую массу всеобщего безобразия?
Судя по постановлениям мировых судей Воронежской области, рассматривающих представления специалистов Росздравнадзора, это именно так.
Борис ВАУЛИН
Источник: газета "Коммуна" N95 (25923), 03.07.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012