Вузы | Ныне - горячая пора для абитуриентов, делающих свой выбор в пользу того или иного вуза, и приемных комиссий высших учебных заведений, стремящихся привлечь выпускников нынешнего года
 |
Декан журфака ВГУ В.В.Тулупов |
Воронежский журфак знают и любят в Москве и Петербурге, Самаре и Калининграде, Новосибирске и Магадане. Вряд ли в России можно найти город, из которого за те 50 лет, что ведется образование журналистов в ВГУ, сюда не приезжал учиться абитуриент. А ведь появились еще рекламисты и специалисты по связям с общественностью, которых на журфаке также успешно готовят уже два десятилетия.
Продолжается новая приемная кампания в вузы, и на вопросы нашего корреспондента отвечает декан факультета журналистики Воронежского государственного университета, доктор филологии, профессор Владимир Тулупов.
- Владимир Васильевич, какие акценты в работе со студентами вы ставите сегодня?
- Мы всегда стремились ориентировать ребят на профессионализм и человечность: ведь настоящий журналист – персона общественная, держащаяся высокой этической планки. Интересно, что абитуриенты, судя даже по их сочинениям на творческом конкурсе, очень верно представляют себе миссию журналистики как духовно-практической социально значимой деятельности. Многие осознают, что их ждет нелегкая и даже опасная профессии. Но ведь и без романтики как же?..
- Есть ли на факультете бюджетные места и каковы проходные баллы?
- Для обучения бакалавров направления «Журналистика» на дневном отделении выделено 15, на заочном - 10 бюджетных мест. На направлении "Реклама и связи с общественностью", соответственно, - 10 и 8. Еще 10 бюджетных мест получили магистры направления "Журналистика" дневного отделения. А это значит, что мы заявим две бюджетные программы (по пять студентов на каждой), плюс те из оставшихся 13 подготовленных магистерских программ, которые выберут вчерашние специалисты и бакалавры для продолжения обучения в магистратуре на платной основе.
Что касается проходных баллов, то на бюджете они традиционно высокие - в районе 240 (на "внебюджете" - от 180 до 200). Ребята идут к нам целенаправленно! Они не задумываются: оставлять в приемной комиссии сразу подлинник или сначала подать копию. Только оригинал. Видимо, мы на правильном пути. И впереди еще более амбициозные планы. Подготовлены документы для направления "Телевидение", готовим документы для открытия специальностей СПО по режиссуре, операторскому мастерству. Для повышения квалификации преподавательских кадров запланировано открытие докторантуры.
- А сколько студентов обучаются сегодня на журфаке?
- На каждом курсе - около 250 российских студентов, плюс от 15 до 20 - иностранных. Мы как-то подсчитали, и получилось, что ежегодно на самых различных направлениях и отделениях (включая Школу юных журналистов, программы переподготовки, аспирантуру и др.) у нас одновременно обучаются более 1500 граждан.
- Внушительное число!
- Еще у нас действует техникум по рекламе. 10-11-классники учатся в средней школе и два дня в неделю занимаются у нас, одновременно заканчивая 1-й курс техникума. В принципе, человек, выбравший этот путь обучения, за семь лет может окончить школу, техникум и вуз. Пройдет две ступени - станет специалистом экстра-класса. Разве не заманчиво? Кстати, большая часть первого выпуска техникума продолжили у нас учебу: с прошлого года получают высшее рекламное образование в отдельной группе по отдельному - сокращенному - учебному плану.
- На факультете уже более 20 лет действует Воскресная школа журналистики…
- Да, она работает по программе нашего главного экзамена - "творческий конкурс". А еще шесть лет назад мы придумали создать Школу юного журналиста для учащихся 8-10х классов (на бесплатной основе!). Три года - достаточный срок, чтобы человек сделал самостоятельный и сознательный выбор: идти к нам дальше или нет. А ведь не ошибиться с будущей профессией крайне важно.
- У вас большей частью работают исследователи, теоретики или "играющие тренеры"?
- И те, и другие, и третьи. Мы выпускаем два научных журнала, у нас активно работает диссертационный совет. Мы проводим две всероссийские научно-практические конференции. Как результат - на факультете 9 докторов наук, 8 профессоров, 20 доцентов и 34 кандидата наук. При этом у многих преподавателей за плечами опыт журналистской работы, некоторые являются штатными работниками СМИ и сегодня, некоторые сотрудничают внештатно.
К тому же каждому из нас приходится постоянно заниматься редакторской работой: ведь все учебные группы на младших курсах обязаны выпускать газету, радио- или телепрограмму, а есть еще факультетская газета "Третий глаз", факультетский сайт...
- Не кажется ли вам, что в Воронеже - перепроизводство журналистов, рекламистов и пиарщиков?
- Нет, не кажется. Нынешний век - век информации (в том числе информационного сервиса). И если мы думаем о будущем страны - свободной и демократичной, - то трудно представить ее без серьезной журналистики - важнейшего сектора гражданского общества. И еще: любая серьезная организация, фирма сегодня нуждается в Интернет-портале, создании и укреплении имиджа, продвижении своих услуг или товаров.
ВГУ более пятидесяти лет готовит журналистов, рекламу и "паблик рилейшнз" мы преподаем уже двадцать лет. По нашим учебникам занимаются студенты многих российских вузов. В различных рейтингах журфак ВГУ традиционно занимает третье-четвертое места в РФ - есть школа, есть традиции, есть кадры, есть инфраструктура... Вот почему наших выпускников с удовольствием принимают на работу и в Москве, и в Санкт-Петербурге, не говоря уж о городах ЦЧР. И работы - непочатый край.
- Существуют ли на факультете какие-то курсы повышения квалификации или переподготовки?
- У нас разработаны три годичные программы профессиональной переподготовки - "Журналистика", "Реклама", "Связи с общественностью". Есть школы фотожурналистики, дизайна, рекламы и PR. А еще мы проводим множество выездных семинаров, в том числе в соседних областях - Липецкой, Тамбовской, Белгородской...
- Пришлось ли столкнуться с какими-то трудностями при переходе на двухуровневую систему образования?
- Сначала замечу, что и подготовка журналистов-специалистов в течение пяти-шести лет, на мой взгляд, была вполне дееспособной. Но и двухступенчатую систему - бакалавр, магистр - мы уже давно апробировали, обучая с 1968 года иностранных граждан. Сегодня важно обратить внимание прежде всего на методические проблемы. Поскольку число аудиторных часов резко снижено, необходимо особое внимание уделять самостоятельной работе. А для этого потребуются не только новые учебные разработки, но и организация, руководство, контроль этого процесса. Можно, конечно, уповать на высокую мотивацию современного студента, но, мне кажется, студент всегда остается студентом...
- Все ваши специальности очень затратные: постоянно необходимо закупать дорогое оборудование...
- Да, это так, но сегодня факультет реально может похвастаться инфраструктурой. К примеру, нам передали общеуниверситетскую телестудию. В течение нескольких лет мы ее любовно оснащали, оборудовали, закупали современную технику. Потратили несколько миллионов рублей и продолжаем укреплять телерадиоцентр. А как иначе? Зато сегодня студенты делают здесь замечательные фильмы и радиопрограммы. И, наверняка, среди них растут те, кто завтра составит славу российской, в том числе - электронной, журналистики. Заключили творческий договор с телеканалом "Форум-36", где каждую почти неделю идут наши передачи.
Оборудовали четыре компьютерных класса., кардинально изменили фотолабораторию - теперь здесь каждое рабочее место имеет компьютер, мы полностью перешли на "цифру". У нас отличный редакционно-издательский центр. Оборудовать его по последнему слову техники помогли два выигранных в честной борьбе гранта - по подключению Интернета и по выпуску студенческой газеты. А в мини-типографии мы можем выпускать практически все: от издающегося с 1996 года на факультете альманаха "Акценты" и учебных пособий - до серьезных монографий. Одновременно с этим типографическая лаборатория выполняет и обучающие функции.
- Контактируете ли с выпускниками?
- Конечно, мы постоянно общаемся с бывшими учениками. Те, кто хорошо учился, довольно быстро закрепляются в редакциях и продвигаются по карьерной лестнице. Многое быстро меняется, но ведь остается главное - Слово. Которое для нас - и цель, и средство. Которое может и вылечить, и, увы, ранить. Вот Слову и необходимо оставаться верным! Есть выпускники, которые с удовольствием работают со студентами-практикантами - и мы им благодарны. Есть выпускники, которые ведут у нас практические занятия, - и мы этому очень рады. Кстати, все наши молодые преподаватели (а это более половины преподавательского состава) - бывшие студенты журфака ВГУ...
- На факультете сложилась корпоративная культура?
- Она складывалась десятилетиями, и в ее основе - дух творчества и свободы. А еще - подлинного демократизма, предполагающего взаимоуважение преподавателей и студентов без перехода в панибратские отношения. Конечно, корпоративный дух необходимо поддерживать, открывая студентам все новые и новые области для творчества.
Я прежде всего имею в виду современные учебные направления, программы, специализации: ведь сфера массовой коммуникации стремительно меняется. А еще - практика. Наша техническая база позволяет студентам выпускать свои газеты и журналы, готовить телевизионные и радиопрограммы, Интернет-проекты.
У нас ежегодно проходят несколько конкурсов журналистского мастерства ("Rec, ord", "Золотая утка" и др.); студенческая радиопрограмма "Навигатор" - неоднократный победитель и призер Всероссийских конкурсов; журфаковские телевизионные программы постоянно транслируются на канале КТВ ("Форум-36"). Ежегодно отмечаются лучшие работы наших пиарменов, подаваемых на Премию в области развития общественных связей "RuPoR". Два года исполнилось межвузовскому фестивалю молодежной рекламы "FROG".
Мы уверены, что, помимо востребованных программ обучения, обеспеченных квалифицированными кадрами, методической и материально-технической базой, очень важна атмосфера, среда. В ВГУ нередко поступали из-за Театра миниатюр, Театра песни, Дня поэзии... У нашего журфака свои "изюминки". Команда КВН "Саша по шоссе" - победитель Воронежской лиги, футбольная команда - бессменный участник турнира имени В.Затонского по мини-футболу... Спросите любого нашего выпускника, и он сразу вспомнит "Посвящение" и "Проходной балл", не говоря уж о фестивалях творчества "Первокурсник" и "Студенческая весна".
Вот это все вместе и создает ощущение дома, в котором тебя всегда ждут, в котором тебе хорошо, легко, интересно.
Беседу вел: Андрей Александров
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012