 |
29.06.12
Штрихи к портрету. Мысль, очерченная танцем
У Александра Литягина, ведущего солиста балета Воронежского театра оперы и балета, первый юбилей – 10 лет на сцене
 | Александр Литягин в балете «Ромео и Джульетта» Фото Михаила Вязового | Если кто-то посчитает такую дату слишком скромной, хочу напомнить, что век балетного артиста короток, и 10 лет - это половина от официальной даты ухода со сцены, настолько профессия трудна и травмоопасна. С радостью представляю читателям "Коммуны" Александра - Сашеньку, своего любимого ученика (я вела в Воронежском хореографическом училище историю театра). Он был любознательным, активным и подавал большие надежды. - Хотелось бы, чтобы ты подробнее рассказал обо всем, что с тобой произошло после окончания училища. - Я был приглашен на работу в балетную труппу под руководством Бориса Эйфмана в Петербурге. Это знаменитый коллектив, прославившийся своими новаторскими постановкам - "Красной Жизелью", "Чайковским", "Евгением Онегиным" и другими. Он как бы соединяет традиционализм классики с новыми балетными идеями. Я безропотно встал в четвертый ряд кордебалета, не веря, что мне так повезло. Наше училище дало мне хорошую классическую подготовку: я - ученик Анатолия Дубинина. Но работать у Эйфмана оказалось не только безумно интересно, но и очень сложно. Приняли меня хорошо, дружелюбно, помогли во всем. Впервые очутился в Питере, старался впитать все, чем так богат этот город: его культуру, архитектуру, природный ландшафт пригородов. Все складывалось прекрасно, намечалась и перспектива работы, но через год и два месяца получил первую серьезную травму. Театр как раз надолго уехал на гастроли в Америку, я остался лечиться, поправился, а работы нет. Боялся потерять форму, тем более - после травмы. И вдруг из Ростова-на-Дону позвонил Валентин Драгавцев (бывший худрук нашего училища. - Л.Р.) и пригласил поработать пока у него в музыкальном театре. Там я пробыл восемь месяцев, станцевал несколько ведущих партий, а в 2004 году получил приглашение в Воронеж и решил вернуться. - Воронеж - твой родной город? - Нет, я родился в Волгограде, но в Воронеже с самого детства. Так что можно сказать - родной. Вы, наверное, удивлены, почему я не вернулся к Эйфману? Долго раздумывал, принимая это нелегкое решение. Сколько мне там пришлось бы ждать ведущих партий? А здесь мне сразу предложили и Принца в "Лебедином", и Альберта в "Жизели", и Шахрияра в "Тысяче и одной ночи". - И ты все уже станцевал? - Все, кроме "Дон Кихота". Сейчас готовлю Базиля. Я вообще люблю классику в чистом виде. Заучивая рисунок танца, стараюсь вложить в него свое представление об образе. Не просто хорошо станцевать, а сыграть роль. В балете обязательно должна быть мысль, а не просто танец ради танца. Как бы ни был красив рисунок роли. - В репертуаре театра есть ведь и современные балеты… - Да, балетмейстер Олег Игнатьев сделал балет о Есенине и Дункан, а также "Агнелы смерти" - о наркоманах. Можно к ним по-разному относиться, но я работал с интересом, а "Ангелы смерти" привлекли в театр молодежь: тема ведь злободневная, а произведений мало. - Мне кажется, твоя лучшая роль на сегодняшний день - это Макбет в постановке Владимира Васильева на музыку Кирилла Молчанова. - Да, эту партию я очень люблю, хотя далась она мне нелегко. Васильев, перед которым мы вначале робели, оказался в общении таким простым и доступным! Правду говорят, чем крупнее личность - тем меньше кичливости. И помощники его потрясающие - они нам буквально каждый пальчик ставили. Макбета со мной отрабатывал Виктор Барыкин, он сейчас наставник Славы Лопатина - помните, мы вместе учились? - Как же не помнить! Слава сейчас в Большом театре на заметных партиях - вот что такое выучка Заслуженного работника культуры РФ Анатолия Дубинина! Ну и талант, конечно! - У Славы еще хороший рост для балета. Вы заметили, что почти все танцовщики - среднего роста? - Да, я помню, как была удивлена, подойдя брать автограф к Васильеву - он оказался чуть выше меня. А на сцене он иногда казался гигантом, особенно в "Спартаке". - Он был таким, как и нужно для образа. Вот Михаил Лавровский, показывая мне Ромео, вдруг становился юным - просто чудо! Оказывается, и в Воронеже можно работать с выдающимися танцовщиками. И в Америке бываю каждый год по два месяца - с "Щелкунчиком", "Лебединым", в этот раз "Ромео и Джульетту" вывозили. Нас там любят и прекрасно принимают. - А еще в каких странах бывал? - Канада, Китай, Германия, Испания, Португалия, может, забыл что. Очень хочется побывать в Японии. - Столько партий, почти вся классика. А у тебя есть мечта? Конечно. Мечтаю о Спартаке. Ну, до осуществлений этой мечты Саше пока еще далеко, а в свой творческий вечер он осуществил первую постановку. Назвал ее "Семь смертных грехов", где языком танца постарался воплотить свое понимание библейских притч. Конечно, пока все это несколько наивно и далеко от совершенства - и иллюстративность сюжета, и музыкальная эклектика, и смесь классики с модерн-танцем, но зато исполнение дышало такой энергетикой, давало такой посыл в зал, что не откликнуться было невозможно! Этот первый опыт - возможно, заявка на будущую балетмейстерскую деятельность. Во всяком случае, в лице Александра Литягина Воронежский театр имеет танцовщика, сочетающего артистизм с высокой исполнительской техникой, очень работоспособного, преданного своему делу человека, да еще и с задатками балетмейстера.
Людмила Романова, театровед
Источник: газета "Коммуна" N93 (25921), 29.06.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012
|