Третьего мая с.г. в «Коммуне» были опубликованы заметки журналиста Бориса Ваулина, рассказавшего о том, как проходила очередная отчетно-выборная конференция Совета судей Воронежской области. Автор высказал некоторые критические замечания и призвал членов судейского сообщества более активно реагировать на предвзятую критику в их адрес, используя возможности СМИ для отстаивания своей позиции. Совет судей пока не высказал своего отношения на этот счет, но один из откликов редакция все-таки получила. Публикуем его.
Юрий АНДРЕЕВ, судья Воронежского областного суда, доктор юридических наук, профессор Центрального (г.Воронеж) филиала Российской академии правосудия:
Судебная система всех государств мира устроена так, что с решением или приговором суда зачастую не согласна одна или другая сторона спора, осужденный или потерпевший. Однако вместо того, чтобы прийти к примирению с другой стороной, к возмещению нанесенного ущерба, виновная сторона иногда пытается дискредитировать самого судью, чтобы хоть как-то обелить, оправдать себя в глазах окружающих. При этом признанные виновными нередко допускают в адрес судьи и своих оппонентов словесные оскорбления, клеветнические измышления, а порой и физическое насилие.
Согласно судейской присяге и своему правовому статусу, судьи не могут состоять в политических партиях, создавать общественные движения, участвовать в митингах и пикетах, давать оценку деятельности других органов власти, комментировать судебные решения и действия. Этим и пользуются отдельные недоброжелатели, навешивая всех собак на судебную ветвь власти, пытаясь вовлечь в свою черную паутину ненависти как можно больше граждан, сформировать ложное общественное мнение о судьях страны, внедрить в сознание граждан мысль о недееспособности судебной системы.
Страницы некоторых воронежских и федеральных газет, передачи отдельных телеканалов наполнены лживыми сообщениями о громадной зарплате судей, об их коррумпированности, преступной связи с адвокатами, закрытости судебной системы, непомерной судебной волоките, плохом подборе кадров.
Создается впечатление, что гонение на судебную систему, умышленное занижение ее конституционного статуса, обвинения в предвзятости и непрофессионализме становятся нормой нашей повседневной жизни, правилами хорошего тона. Самое удивительное, что даже наделенные значительными полномочиями государственные чиновники пытаются внушить нашим соотечественникам "никчемность" судейского корпуса, упрекают его членов во всех смертных грехах, предлагают немедленно заменить их "современными и перспективными" работниками.
Хотел бы успокоить этих господ и попросить их приглушить свои распалившиеся эмоции. Не надо выдавать черное за белое и вводить россиян в заблуждение. Нельзя очернять труд тысяч людей, добросовестно работающих в судебной системе, работающих не ради огромной мифической зарплаты. Подавляющее большинство людей в мантиях честно выполняют свой профессиональный долг.
В наши дни, когда идет постоянный накат на судейское сообщество, память невольно возвращает нас в тридцатые годы прошлого века, когда возникло "шахтинское дело", по которому обвинялись технические специалисты, когда гремели дела врачей, Промпартии и Трудовой крестьянской партии. Активно разрабатывались кампании по дискредитации тех или иных профессиональных групп служащих. Сегодня огульное, бездоказательное обвинение в коррумпированности всего судейского сообщества порочит тысячи добросовестных судей, честно исполняющих свой конституционный долг.
Учитывая свой 33-летний стаж работы, открыто утверждаю, что абсолютное большинство судей Воронежской области добросовестно исполняет свой служебный, профессиональный и нравственный долг. При этом многие из них, рассматривая уголовные дела о диких преступлениях, или гражданские, связанные с оборотом больших денег, рискуют не только своим здоровьем, но и жизнью. Об этом многие обличители и не задумываются даже.
В апреле нынешнего года при исполнении своих служебных обязанностей прямо в зале заседаний Ленинского федерального суда один из участников судебного процесса напал на женщину-судью и причинил ей телесные повреждения. Несколько лет назад была убита судья Железнодорожного федерального суда Галина Зуевич.
Практически из всех областей страны, как с линий фронта, поступают сообщения о покушениях на жизнь или честь судей и об убийствах их. Да, в качестве защиты несколько лет назад судьям выдали пистолеты для личной защиты. Но, насколько я знаю, никто из моих коллег не носит их с собой, потому что даже в случае чрезвычайных обстоятельств никто не хочет быть обвиненным в незаконном применении оружия. Так что законодательная власть должна была бы подумать о более действенных средствах обеспечения безопасности судей.
По моему мнению и мнению многих моих коллег, все попытки "модернизации" нынешнего судейского корпуса, попытки сделать его ручным и податливым преследуют одну цель: оградить тех, кто имеет нынче солидные капиталы, нажитые зачастую не всегда праведным путем, манипулировать не только исполнительной и законодательной властью, но и увести их от действия российских законов и судебной ответственности.
Начиная с начала этого столетия наша страна шла к созданию правового государства. Многое начало получаться, но в последние годы, буквально на глазах, уходят в небытие принципиальные положения Конституции России о независимости и самостоятельности судебной власти. Есть ли у нее недостатки? Безусловно, но их спокойно можно преодолеть в ходе реформирования, но вместо этого они искусственно раздуваются.
Лозунги митинговых кампаний, дебаты политиков и депутатов, измышления о совершающихся преступлениях – все направляется на подрыв авторитета судебной власти. На желание подорвать основу всей государственности нашей страны, лишить миллионы граждан права на судебную защиту. Это весьма опасный путь.
Источник: газета "Коммуна" N92 (25920), 28.06.2012г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2012